Новости Татарстанской митрополии
9 февраля 2016 года в здании Казанского епархиального управления состоялась встреча правящего архиерея Казанской епархии с журналистами региональных СМИ. В начале февраля митрополит Казанский и Татарстанский Феофан принял участие в проходившем в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Ниже приводятся ответы главы Татарстанской митрополии на вопросы, посвященные некоторым итогам Собора.
Татьяна Мамаева, «Реальное время». Ваше Высокопреосвященство, каким образом окажет влияние то, о чем говорилось на Соборе, на жизнь нашей митрополии, и окажет ли вообще?
Митрополит Феофан. Соборы для того и существуют, чтобы соборным разумом вырабатывались те или иные решения, направления, которые потом воплощались бы в жизни церковных общин на уровне митрополий, епархий, приходов.
Приведу конкретный пример. Очень активно обсуждался вопрос о прославлении новомучеников. Общество должно понимать, кто такие новомученики и за что они пострадали. Часто говорят: были репрессии и все страдали… Есть разница между новомучениками и теми, кто расстреливал. Новомученики страдали за правду Христову, за веру, а те, кто их убивал, а затем сам был репрессирован — здесь было внутреннее противостояние и политические чистки. Что же касается новомучеников — здесь именно вера, преданность до смерти вере своих отцов, Самому Христу.
Почему мученики по-гречески зовутся μάρτυρες — свидетели? Они свидетельствовали, что их убеждения независимы от того, быть или не быть им здесь, на земле — до смерти… Когда эти люди шли на смерть, для них с христианской точки зрения было совершенно ясно — нет смерти как таковой, уничтожения, превращения в ничто. Они умирали для того, чтобы жить с Богом.
На Соборе принято решение о необходимости разъяснять, кто же такие новомученики. Для этого надо создавать, может быть, музеи, устанавливать памятные знаки, по возможности называть улицы именами новомучеников, восстанавливать храмы или помещения, в которых они жили. И главное — просвещать народ.
Новомученики Казанские — кто они такие? Каков был их жизненный путь, что они сделали для Казани? Митрополит Казанский Кирилл — он ведь был не просто мученик, а первый кандидат на должность Патриаршего Местоблюстителя.
Это ответ на Ваш вопрос — касается ли Собор нашей епархии. Конечно, касается.
Новиков, Интернет-портал «Kazan-first». Прошедший Архиерейский Собор определил правила отношений со СМИ. Скажите, пожалуйста, не является ли это следствием скандальных заявлений протодиакона Андрея Кураева и протоиерея Всеволода Чаплина? И вообще, можете сказать, какие правила?
Митрополит Феофан. Правила есть везде. Если в СМИ есть какие-то правила взаимоотношений, это не вызывает никаких вопросов. Если же Церковь устанавливает какие-то нормы, то сразу видят что-то. Что именно Вас настораживает в правилах взаимоотношений во СМИ?
Журналист. Хотелось о самих правилах узнать — о чем следует говорить, о чем не следует.
Митрополит Феофан. Должно иметь место позитивное отношение между членами общества. То же самое в СМИ, когда вопрос касается взаимоотношений с Церковью. Если мы будем выискивать нечто, что является только одним моментом, могущим привлечь внимание к тому или иному СМИ — наверное, это не совсем нормально. Но на Соборе не говорилось: «давайте ограничим». Никто меня не ограничивал, что мне говорить, а что нет…
«Бизнес-Онлайн». Мой коллега уже начал говорить по поводу СМИ. На Архиерейском Соборе поднимался вопрос и о работе в соцсетях. В свое время Вы вели страничку «Батюшка-онлайн». Будет ли продолжена эта работа? И когда ждать?
Митрополит Феофан. Будет — завтра все эти ответы и выложим. Мои ответы также часто берет и телеканал «Союз».
«Бизнес-Онлайн». Мы с удовольствием увидели бы Вас и в блогах нашего интернет-издания…
Митрополит Феофан. Пожалуйста! Готовьте наиболее интересующие ваших читателей вопросы, я буду отвечать в меру моих сил.
Что касается соцсетей — этот вопрос поднимался. Конечно, это не панацея: вот священнослужители пошли в соцсети и сразу все стали духовными. Но, с другой стороны, это не должно и пугать, якобы соцсети от дьявола, не надо туда. Можно, когда есть разум.
Присутствие в социальных сетях — это нормальное явление. Я говорю и священникам, и благочинным, что могут быть свои странички. Но если ты выходишь в общественное пространство, то будь добр работать и над собой, писать не от ветра головы своея, что захотелось. А тем более, если это касается тематики такой тонкой, как религиозная. Всё должно быть обдуманно.
Журналист. На Соборе также обсуждалось развращение умов на Украине, а именно заключение однополых браков. И второе: у нас очень много идет воздействия через соцсети, поскольку основная часть молодежи сидит в соцсетях. Очень много идет негатива и проповедей террористической направленности…
Митрополит Феофан. Много и антиправославной, и атеистической тематики. Есть очень активная группа, которая целенаправленно работает против Русской Православной Церкви. Они обладают нужными технологиями и порой возникает ощущение, что с ними все подряд, что всего много. Это совершенно не так. Это во-первых.
Что же касается Украины — скажу, что и у нас предостаточно своих крайне либеральных течений, которые как раз нам преподносят понимание вот этой свободы.
Мне часто задают вопросы: почему так, что случилось, весь мир перевернулся. Я отвечаю, что произошли тектонические сдвиги, потому что «просвещенный» Запад и особенно Америка постарались привнести в «варварский», как они говорят, арабский мир просвещенность. И что случилось? Разрушили фундамент уклада жизни даже не вековой, а тысячелетний. Это и вера, и семья, и взаимоотношения с государством. Та «демократия», которую постарались привнести в арабский мир — для них она неприемлема.
Нравится нам или не нравится, но то, что называет просвещенный мир «диктатурой» в восточных странах — это не диктатура, а образ их жизни. Покончили с «диктатурой» в Ираке — что, стало лучше? Покончили с «диктатурой» так называемой в Ливии — стало лучше? Постарались покончить с «диктатурой» в Египте — что стало? Стало возможным взрывать самолеты, как это случилось с нашим самолетом. Нация стояла на твердом фундаменте с ее историческими, культурными, духовными корнями, с ее традициями… Если лет пятнадцать дереву — попробуйте его перенести. Что надо делать, если у него корни глубокие? Надо их обрубить, посадить — и сомневаюсь, что что-то толковое выйдет.
Журналист. На Соборе рассматривали вопросы о переосмыслении миссионерской деятельности именно на уровне епархиальных отделов. Вы могли бы объяснить, чем была вызвана такая необходимость и какие задачи при этом поставлены?
Митрополит Феофан. Вспомните время, когда только мы начинали. Одно было 20 лет назад, когда Церковь выходила из гетто государственной идеологии, где не было места Богу. Тогда были одни формы, а сейчас другие формы.
Я вам расскажу про осмысление на конкретных примерах. Мы сейчас обсуждали вопрос о социальных сетях. Но социальные сети — это и миссионерская деятельность. Или, допустим, мы с Вами сейчас общаемся — это тоже новые формы миссионерской деятельности. Сам по себе факт нашего общения — это миссия. Я же просто присутствую в этом поле. Или телеканал «Эфир», где я бываю довольно часто — это миссионерская деятельность или нет?
Это не значит, что я перед камерой должен говорить только на религиозные темы. Затрагиваются вопросы различные — бытийные, правовые, можем говорить о чем-то недавно случившемся. Но я говорю об этих вещах с христианской точки зрения. Это миссионерство? Это новые формы? Об этом и о многом другом мы говорим.
Вот, вопрос мне задали в «Эфире» о коллекторах. Отношение он к Церкви вроде бы не имеет… Я же сказал: «Плохи методы коллекторов, которыми они стараются выколотить деньги». Вопросы были и относительно ипотеки, что народ обманули. А людям надо думать головой… Много вопросов и это тоже форма христианской миссии.
[…]