Новости Татарстанской митрополии
Однажды мы со знакомым батюшкой ехали на машине из одного города в другой. Путь был длинный, тем для разговоров много… Речь зашла, в том числе, о нижнекамской молодёжке. И батюшка, расспросив, чем мы там занимаемся, вдруг сказал очень интересную фразу. Перед тем, как её произнести, священник попросил не обижаться. Но, как говорится, на правду не обижаются.
«Вы ничем не лучше протестантской общины», — сказал мне он. Вот так. Ни больше, ни меньше.
Что нас отличает
Сказать по-честному, после первых попыток на полном ходу открыть дверь автомобиля и выйти подышать свежим воздухом, я выслушал доводы священника, и был вынужден признать его правоту. Почему?
Здесь нам очень важно разобраться, что же является центром, сердцевиной жизни «разных» верующих, что отличает нас, к примеру, от протестантов. Много чего отличает. Поговорим об одной из самых важных, определяющих граней.
Для этого есть одна очень простая схема. Заключается она в ответе на вопрос, вокруг чего объединяется та или иная община. Ответим, не рассуждая, что вокруг Бога. Правильно… Но и иудеи собираются вокруг Бога, к примеру.
Уточним, тогда, что вокруг Иисуса Христа. Но вокруг Него собираются все христиане: и протестанты, и католики, и мы, православные, и многие другие. В чём же разница? Или, ещё интереснее, почему же мы тогда не вместе со всеми христианами? Ниже ответ на эти вопросы.
Дело в том, что протестанты собираются вокруг Книги. «Только Писание», — гласит один из принципов протестантизма. А что католики? Вокруг чего собираются они? А католики собираются вокруг иерархической фигуры — Папы. Это их центр, их глава, их патриарх, это, собственно говоря, то, что делает их католиками. У них тоже есть свой догмат, который называется «Непогрешимость Римского Папы».
Ветви на виноградной лозе
Вокруг чего же собираются православные? Православная Церковь собирается вокруг Евхаристической Чаши. «Чашу спасения прииму и Имя Господне призову», пророчески изрёк царь Давид три тысячи лет назад. И вот, православные христиане, как ветви на виноградной лозе, собираются вокруг Тела и Крови Христовой, чтобы стать Церковью.
Собираются на особой церковной службе, которая называется Божественной Литургией. Она проходит во всех православных храмах по утрам, и это самая главная православная служба, самое важное православное собрание. На нём верные причащаются Святых Тайн: Тела и Крови Христовых.
Сравнивая с католическим принципом Папы, мы увидим, что православные иерархи, духовенство, не «над», а «в», они тоже включены в Литургию, ведь они и призваны совершать Божественное Таинство.
И Книга, она ведь тоже есть в Православии, и она тоже включена в Литургию, там же она возвещается и толкуется, и священник выносит её из алтаря в один из самых важных моментов Литургии Слова. Святые отцы учат нас, что максимально полно понять и уразуметь Писание мы можем именно на Литургии и нигде больше.
Таким образом, нашим главным достоянием, сердцевиной нашей веры, главным в Православии является не Библия, не батюшка, не домашняя молитва, не служба милосердия в больнице. Главным для нас и включающим в себя всё вышеперечисленное, является Литургия. Она так и переводится, кстати, «общее дело».
А ты любишь Литургию?
«Сколько сокрыто величайших дарований в Литургии! Христиане православные! Боготворите Литургию, боготворящую нас по милости Божией!» — восклицает в умилении святой Иоанн Кронштадтский. Но мы с вами, мы сможем перечислить эти величайшие дарования? Знаем ли мы Литургию? Что ещё важнее, любим ли мы её?
Этот вопрос я задал себе в темноте машины, несущейся из одного города в другой. И понял, что мы в молодёжке, как самые настоящие протестанты, собираемся чаще всего вокруг Книги, или иногда вокруг социальной работы, или за столом в трапезной. Конечно, каждый, кто в нашей молодёжке крещён, тот причащается, и на Литургии бывает, — размышлял я. Но если сказать по правде, то бывает нечасто. Или бывает, но не понимает ни одной молитвы, кроме «Верую» и «Отче наш». А кто-то бывает, и не причащается, и, что ещё важнее, не понимает, почему он этого не делает.
С той памятной беседы прошло уже полтора года. К счастью, ситуация в нашей молодёжке медленно, но верно изменяется. Теперь мы выезжаем на Литургию в разные сельские приходы, встречаемся по воскресеньям в разных городских храмах, иногда даже собираемся и изучаем строй Богослужения… Впереди работы много, но и позади, к счастью, есть куда посмотреть и за что поблагодарить Бога.
О чём не скажут мусульмане
Но только ли о молодёжках шла речь? А взрослые миряне? Как они воспринимают Литургию? Как дело сугубо индивидуальное, или общее? Важное или второстепенное? Радостное или грустное? Хорошо знакомое или совершенно не понятное? Боюсь, что вопросов больше, чем ответов.
Цикл публикаций, который мы сегодня открываем, и есть попытка приоткрыть дверь в таинственное Царство Божие, в Небо на Земле, в Святую Божественную Литургию. Ведь жизнь христианина — это нескончаемая череда приближений и удалений, отрыва и растворения, отвержения и принятия Единого Тела, Глава у Которого — Иисус Христос.
Это Тело называется Церковью. Это то, во что мы верим и что исповедуем. Думаете, случайно в нашем Символе веры, молитве, которую мы поём на каждой Литургии, есть такие слова: «Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь»? Мы обычно не задумываемся над ними, правда? А ведь они очень странные. Мусульманин же в жизни не скажет: «Я верю в Аллаха, и ещё верю в собрание мусульман». И протестант не скажет: «Я верю в Церковь адвентистов седьмого дня». А мы поём именно так: «Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь».
Что такое Церковь? Послушаем сербского святого Иустина Поповича: «Церковь — это Личность Богочеловека Христа, Богочеловеческий организм, а не человеческая организация. Церковь — это Богочеловеческая вечность, воплощенная в границах времени и пространства». И человек живёт в Церкви, является Церковью, если участвует в евхаристическом общении, если приходит на Литургию и причащается вместе с другими христианами Святых Тайн.
Где брать силы на чужих детей
Что интересно: находясь вне Церкви, не собираясь вокруг Чаши, не соединяясь с Самим Богом, мы никогда не сделаем того, что можем и призваны делать в этом мире как христиане. Возьмём для примера так называемое социальное служение. Вспомните детский дом отца Димитрия Смирнова, дом трудолюбия праведного Иоанна Кронштадского… Много всего, настоящие социальные службы, где кипит жизнь и постоянно расширяются масштабы — всё это существует и всегда существовало у христиан. Но есть ли что-нибудь подобное в вашем приходе? Увы, далеко не у всех, читающих эти строки.
Слышу резонные и правильные возражения. Социальное служение почти всегда — после работы. После семьи. Совсем не «вместо» них. И как тогда? Где брать силы и на чужих детей?
Но есть и ответ. В Евангелии от Иоанна (глава 15, 4-5) Иисус Христос говорит: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
И ещё там же, в восьмом стихе: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками».
Чтобы быть таинственными ветвями Божественной Лозы, чтобы приносить плод (в том числе и помощь другим людям), мы должны жить в Церкви. И силы нам даёт Господь от Своего чудесного Источника — Святых Тайн на Литургии.
Давайте же полюбим её! И тогда вся жизнь наша решительно изменится.