Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
1 Марта 2016

Проповедь благочинного Покровского округа Чистопольской епархии протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю о блудном сыне

Сегодня за Литургией читалась притча о блудном сыне — это 15-я глава Евангелия от Луки. Всякий раз, когда мы слышим эту притчу, мы вспоминаем младшего сына. Но на самом деле эта притча не столько о младшем сыне, сколько о старшем. В начале 15-й главы мы читаем о том, что вокруг Иисуса собрались две группы людей. В первой были грешники, мытари, а во второй — фарисеи, законники и книжники. И когда фарисеи, обладавшие религиозным авторитетом, увидели, что Христос общается с грешниками, они спросили Его: «Почему Ты с ними общаешься?! Ешь с ними, сидишь за одним столом…». Иисус ответил им тремя притчами: притчей о заблудшей овце, притчей о потерянной монете и притчей о блудном сыне. В последней притче три персонажа — отец и два сына. Младший сын напоминает грешников, собравшихся вокруг Иисуса. Он забрал деньги отца и ушел в другую страну, где промотал все состояние. А старший сын, оставшийся с отцом, напоминает законников и фарисеев. Но как следует из притчи, старший сын тоже был далек от правды Божией.

А в чем же был грех старшего сына? С младшим все понятно — он не любил отца, ему нужны были отцовские деньги. Но старший сын тоже не любил отца. Когда отец устроил пир в честь возвращения младшего сына, старший сын на него не пошел, хотя его позвали. Он не любил отца и не радовался. Он, наоборот, был раздражен и озлоблен. Ему не нравилось, как отец распоряжается своим имуществом. Старший сын считал, что все отцовское имущество принадлежит ему, а тут вдруг появляется брат, с которым нужно делиться, ведь тот гол как сокол. Старший сын любил не отца, а его имущество.

Помните 29-й стих? Старший сын сказал отцу: «Вот я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими». Это что же получается? Ты посещаешь храм, читаешь утренние и вечерние молитвы, постишься, соблюдаешь Заповеди Божии только ради того, чтобы завладеть отцовским имуществом?

Возвращение блудного сына

У притчи шокирующая развязка. Отец устраивает пир в честь возвращения младшего сына, но старшему сыну это не нравится — он не идет на пир. Пир в притче — это символ спасения. Младший сын — плохой парень, но он спасается, а старший — хороший, но погибает. Почему так происходит, ведь у старшего сына было больше шансов спастись? В чем тут дело?

Дело в том, что младший сын, каким бы он ни был, жаждал спасения и просил об этом. А старший не нуждался в спасении. Он делал добрые дела, но Христос для него мог быть примером и мог быть помощником, но не мог быть Спасителем. Старшему сыну не нужен Спаситель, поэтому он фактически отвергает Бога. Мировоззрение старшего брата основывается на губительном принципе: я делаю добрые дела, я исполняю заповеди, я молюсь, поэтому Бог должен ответить на мои молитвы — Он должен благословить меня, а затем взять в Царствие Небесное. Но он не понимает, что не добрые дела помогают попасть в Царствие Небесное, а жертва Христова. И мы отвечаем на Божественную любовь. Это спасительный принцип. Бывает так, что люди посещают храм, возносят молитвы, исполняют Заповеди Божии, но результаты у них разные. Это происходит потому, что у них разные мотивы. Ведь некоторые соблюдают заповеди, чтобы что-нибудь получить от Бога, то есть они делают Бога средством для достижения своих целей.

Через Христа мы возвращаемся в Божию семью, и тут не работают рыночные деловые отношения «ты — мне, я — тебе». Я совершу добрый поступок, а ты мне подаришь спасение. Нет, тут другие отношения — отношения любви, отношения семьи.

Но Евангелие говорит о другом принципе: мы христиане, поэтому нам не надо зарабатывать рай. Господь все уже заработал, все уже сделал для нас, поэтому человеку нужно просто принять этот дар с благодарностью, и жить в Боге и с Богом. Через Христа мы возвращаемся в Божию семью, и тут не работают рыночные деловые отношения «ты — мне, я — тебе». Я совершу добрый поступок, а ты мне подаришь спасение. Нет, тут другие отношения — отношения любви, отношения семьи. Если бы старший сын был по-настоящему добрым человеком, то он бы не только обрадовался возвращению своего брата. Он бы действовал так, как добрый пастырь, который упоминается в этой главе чуть раньше. Он бы пошел в чужую страну и разыскал своего брата в свинарнике, а затем привел его к отцу и сказал: «Отец, вот мой младший брат! Он пропадал и нашелся!». Вот это значило бы, что старший сын действительно добрый человек. А из притчи мы видим, что он — фарисей.

Но у нас с вами есть Тот, Кто не просто пошел за нами в чужую страну. У нас есть Тот, Кто возвратил нас в отчий дом ценой Своей жизни. Единственная причина, которая позволяет нам облачиться в чистую, белоснежную одежду Отца — это то, что Христос был распят на Кресте. Единственная причина, которая позволяет нам испить чашу радости в Царстве Божием — это то, что Христос за нас испил чашу страданий, боли и смерти. Это не наши правильные поступки, какими бы святыми они ни были. Очень важно это понимать. Евангелие говорит нам: «Человек, не надо покупать рай. Царство Божие — это не рынок, Царство Божие — это твоя семья, Царство Божие — это твой дом». Аминь.