Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
3 Марта 2016

Проповедь настоятеля Духосошественского храма города Казани протоиерея Алексия Чубакова в Неделю о блудном сыне

Приближается поприще Великого поста, поприще Святой Четыредесятницы. Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне.

Евангелист Лука в 15-й главе рассказывает нам три притчи — притчу о заблудившейся овце, притчу о потерянной драхме и притчу о блудном сыне.

Притча о блудном сыне

Последняя притча повествует о сыне, который потребовал у отца свою долю имущества: «Отче, отдай мне часть имения, принадлежащую мне по праву». Получив свою долю, младший сын ушел из дома, но полученное он быстро растратил на разгульную жизнь, и стал нищенствовать и голодать. Ему пришлось наняться пасти свиней — вместе с ними он и питался, причем не досыта. Он ел столько, сколько ему позволяли хозяева стада.

Возвращение в отчий дом

Живя впроголодь, он начал задумываться о возвращении в отчий дом: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голодаю. Пойду к отцу моему и скажу ему: „Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих“». И вот, сбив ноги в кровь, он возвратился к своему отцу и испросил у него прощения. Отец увидел раскаяние сына и сжалился над ним. Он велел своим слугам принести сыну лучшую одежду и обувь, надеть ему на руку перстень и заколоть упитанного теленка, чтобы устроить пир в честь его возвращения.

В это время вернулся домой старший сын. Услышав в доме пение, он поинтересовался у слуг: «Что это такое?». Слуга ответил, что это пир по случаю возвращения его младшего брата, который устроил отец. Ответ слуги расстроил старшего сына, потому он много лет жил рядом с отцом и исполнял все его приказания, однако тот ни разу не устраивал таких праздников. Он высказал претензию своему отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».

Смысл притчи о блудном сыне

Как же похожи персонажи этой евангельской притчи на нас с вами! В притче старшему сыну уделяется мало внимания, а между тем многие из нас очень похожи на него. Каждый из нас пришел в Церковь — кто-то раньше, кто-то позже. Иногда случается, что кто-то приходит в храм и занимает наше место.  Нас это раздражает: «Я всегда на этом месте стою, а сегодня его занял новый». В этой ситуации мы уподобляемся старшему сыну — мы говорим, что много лет возносим молитвы, постимся и каемся, но не удостаиваемся того, чего удостоился новый прихожанин.

Однако подобное случается не только в храме, но и в жизни. Бывает, что мы завистливо относимся к тем, кто появляется рядом с нами и берет на себя часть нашей работы и ответственности, и упрекаем Бога за это.

Главной темой притчи о блудном сыне является покаяние. В этой притче Сам Господь рассказывает о том, какие отношения складываются между Богом и человеком. Ведь отец в притче есть не кто иной, как Отец Небесный, а блудный сын — это человечество в целом и каждый из нас в отдельности. «Страна далече» — страна, олицетворяющая страну преврат. Возвращение блудного сына в отчий дом символизирует собой покаяние. Притча о блудном сыне очень символична. Когда младший сын просит у отца свою часть имения, он как бы говорит: «Я понимаю, что свою часть имения я должен получить только после твоей смерти, но я не хочу ждать. Отдай мне ее сейчас». Он как бы говорит: «Умри хоть сейчас, но отдай то, что принадлежит мне по праву». Но, несмотря на это, по возращении младшего сына отец заключает его в объятия.

Как не перепутать исповедь с покаянием

Покаяние — основная тема всех подготовительных недель к Великому посту. И особенно основная тема дня сегодняшнего, ведь мы очень часто путаем исповедь с покаянием.

Нам кажется, что наше формальное признание своих грехов делает нас лучше и ведет к настоящему покаянию. Но что же такое настоящее покаяние? Чего не хватает людям, которые постоянно исповедуются? А не хватаем им тоски по Богу и желания вернуться в отчий дом. Не хватает желания испытать радость, которую испытывал человек, находившийся в непосредственном общении с Богом до своего грехопадения. Именно жажда быть рядом с Богом делает исповедь настоящим покаянием.

Да, действительно, мы иногда не можем принести искреннее покаяние. Но осознание этого и желание вернуться в отчий дом может и наше окамененное сердце сделать трепетным и стремящимся к Богу. Поэтому желаю всем вступающим на поприще Великого поста иметь это желание и это стремление вернуться в отчий дом! Я желаю чтобы каждый из нас, придя в отчий дом, услышал от Отца своего Небесного: «Ты был мертв и ожил, ты пропал и нашелся!» Аминь.