Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
9 Ноября 2017

Рецензия на фильм «Я — учитель» режиссёра Сергея Макрицкого, вышедший на экраны в этом году

В этом году российским зрителям стало возможно увидеть фильм «Я — учитель» режиссёра Сергея Макрицкого. Стало возможно увидеть потому, что широкого показа этой кинокартины не было, не видно было его и в афишах кинотеатров. Так, незаметно появился ещё один отечественный фильм, и вот теперь его при желании можно увидеть, но широкий круг зрителей о нём даже не узнает. А между тем фильм «Я — учитель» стоит того, чтобы о нём знать.

Начать с того, что это фильм о времени Великой Отечественной войны, в котором стреляют всего несколько раз. Как это не похоже на все наши и зарубежные современные глянцевые «экшены» с масштабными компьютерными боями, с обильными красиво летящими пулями, с «правдоподобно» брызгающей кровью… при полном отсутствии актёрской игры, смысла и драматургии! Фильм «Я — учитель» совершенно не похож на блокбастеры, и тем уже замечателен. В этом фильме главное — психология героя и его нравственный выбор. Да, и ещё в фильме есть совершенно определённая мораль, фильм поУЧИТЕЛЬный. Это, конечно, не модно, но зато так необходимо нашим экранам.

Сегодня массовая культура насквозь пропитана зрелищностью — мы отлично её покупаем, и сердца наши конечно замирают при виде всех этих зрелищ. Но, в сущности, что они нам дают? Глядя большинство современных чудовищных, бездушных (но зато масштабных!) фильмов о войне, мы и наши дети лишь приобщаемся к модели мышления прямо-таки настоящих игроманов, для которых есть только это самое зрелище «крутых» танков, «классных» взрывов и тому подобного, но нет понимания того, что под гусеницами этих танков гибли и гибнут живые люди.

Итак, фильм «Я — учитель» о живом человеке. Герой картины — учитель в русской школе, которая находится где-то на территории оккупированной фашистами Украины в глубоком тылу у армии захватчиков. Полное ощущение, как говорит главный герой, что наши вообще никогда не придут, что немцы теперь навсегда. Но жизнь идёт своим чередом. Жить, в принципе, можно, и люди живут.

Главный герой учит детей математике, литературе, учит с ними биографию Гитлера, учит Закону Божьему, рассказывает им о «прекрасной» германской власти. Он хороший человек, но приспособленец, и считает это нормальным. И вообще всё село наполнено этими хорошими людьми, просто приспособившимися к новой власти, готовыми жить под кем угодно.

«Я — учитель! Моя задача учить детей — при немцах, при коммунистах. Да пусть нас хоть папуасы завоюют! А я буду учить… Это моё призвание, мой крест, если угодно. Власть меняется, а я остаюсь», — главная программная фраза героя.

Но в какой-то момент герой видит, что представляет собой новая власть, к которой он столь лоялен. Он становится перед выбором: помочь раненому советскому диверсанту в уничтожении талантливого агитатора армии власовцев (предателей), или сохранить свою жизнь любой ценой. Агитатор же этот — человек действительно страшный, и с лёгкостью убеждает вступать в ряды предателей даже ярых врагов фашистской Германии. Выбор в данном случае прост и лёгок только в тех самых глянцевых блокбастерах, о которых мы упоминали выше. А здесь мы видим самую настоящую войну с самим собой. На экране с начала фильма целый час мы не видим ни одного выстрела, но выстрелы есть — это главный герой неслышно стреляет в свою трусость, свою мелочность, свою подлость. Стреляет кое-как, неумело, нехотя. Ему по-настоящему страшно, и не хочется быть героем. Он хочет помочь любимой женщине, но боится; он хочет помочь племяннику, но от страха делает совсем не то, что нужно для его спасения. Он пытается молиться, но от ужаса забывает слова молитвы. Ему нужно стать героем, и он мучительно это понимает.

Что значит быть учителем? Кто имеет право сказать: «Я — учитель»? Чему на самом деле нужно научить детей? Что значит быть человеком? На эти не модные, но такие насущные вопросы прекрасно отвечает фильм Сергея Макрицкого, такой не похожий на всё, что мы в основном видим на наших экранах. Есть, конечно, в кинокартине некоторые фактические и поведенческие неточности, но всё это окупает правдивый и живой образ человека, похожего на любого из нас, который делает этот фильм чрезвычайно полезным и нужным.