Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

28 Сентября 2018

27 сентября 2018 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Главе Татарстанской митрополии сослужили наместник игумен Марк (Виленский) и братия обители.

Песнопения исполнили мужской хор под управлением Дениса Рогова и смешанный хор под управлением монахини Амвросии (Кочережкиной).

 

После чтения Евангелия (Ин. 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35) архипастырь обратился к молившимся с проповедью:

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое…», — поет сегодня Святая Церковь, вспоминая обретение Креста Господня.

В IV веке император Константин и его благочестивая царица-мать Елена глубоко приняли в сердце Христа. В поисках того, что было связано с земной жизнью Спасителя, царица Елена пожелала найти Крест, на котором Господь был распят. С момента распятия прошло свыше 300 лет, и на самом месте распятия было построено капище. Кажется, не было никакой надежды найти дорогую святыню, но вера и желание, с которыми царица Елена прибыла в Иерусалим, сама уже будучи в преклонном возрасте, не оставляли ее. Иудейский старец приблизительно указал место, где были брошены кресты Спасителя и двух разбойников. Многие трудились в поисках Креста, и благочестивая царица сама наблюдала за раскопками. Наконец на большой глубине увидели три креста. Как же узнать, какой из них Христов? Поочерёдно возлагались кресты на покойника, которого в то время проносили мимо, и после соприкосновения с древом истинного Креста тот ожил.

Собрались тысячи народа. Патриарх Макарий и священники взяли Крест в руки и понесли над людьми, стоящими на коленях и поющими «Господи, помилуй». Патриарх осенил четыре стороны света обретенной святыней. С тех пор живет в Церкви традиция праздновать Воздвижение Креста Господня.

Нередко спрашивают, зачем православные поклоняются кресту. Мы знаем о великой тайне Креста, тайне распятого на нем Спасителя. Этот крест имеет животворящую силу, потому что на него добровольно взошел Христос, Истинный Бог. На этом кресте Он претерпел тяжелейшие муки, на кресте Небо встретилось с землей, на кресте жизнь победила смерть, ибо воскрес наш Бог. И крестная сила была, есть и во все времена будет для нас оградой и защитой. Сколько известно случаев, когда мучающих людей бесов осеняли крестом и те с трепетом бежали. Сколько примеров, когда в годину испытаний крест давал силы мученикам. Сколько свидетельств, как в военное время крест и молитва Распятому на нем спасали от неминуемой смерти. Сам Константин Великий, когда решалась судьба Византии, увидел на небе золотой крест и надпись «Сим победишь». Он победил, ведь крест — это орудие победы. Неслучайно христиане носят нательный крестик, неслучайно в наших домах кресты, неслучайно ими увенчаны храмы, неслучайно они ставятся у дорог для поклонения — эти символы памяти, защиты, победы жизни над смертью.

Когда мы видим крест, то вспоминаем распятого на нем Христа. И каждый должен обратиться к Нему и к своей совести: «Боже, Ты на кресте, Ты добровольно пошел на распятие. Ты терпишь муки и предаёшь Себя на смерть. А что делаю я?» Христос сказал: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). И здесь каждый должен взять книгу своей жизни и сверить ее с заповедями. Любил ли ближнего? Не воровал ли? Не блудил? Надо вспомнить Христа и распятых с Ним разбойников, один из которых хулил Его, а второй просил: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23:42). И в ответ получил весть о прощении: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Каждому из нас надо подумать о своей жизни и, лобызая крест Господень, молясь за Божественной литургией, просить Господа помянуть и спасти нас силою Его Честного и Животворящего Креста. Аминь.

В конце Литургии было совершено поклонение Кресту Господню, вынесенному на середину храма накануне вечером.

Также в ходе посещения монастыря митрополит Феофан ознакомился с ходом строительства собора Казанской иконы Божией Матери.