Новости Марийской митрополии

Епископ Феофан совершил «стояние Марии Египетской»

Адрес сайта Марийской митрополии - www.mari-mitropolia.ru

 

12 Апреля 2019

На пятой неделе Великого поста, в среду вечером, совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской. 10 апреля епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил эту службу в Никольском соборе г. Волжска в сослужении клириков собора и клирика храма святого праведного Иоанна Кронштадского г. Волжска иерея Матфея Сапаева.

Это одно из самых важных богослужений Великого поста, одно из самых долгожданных, во время которого был полностью прочтен Великий канон Андрея Критского, который соединяется с каноном Марии Египетской. Также в храме читалось житие святой Марии Египетской.

По уставу первая часть жития Марии Египетской читается после псалмов. Затем начинается чтение Великого канона. В конце каждой песни канона читаются тропари, прославляющие подвиги преподобного Андрея Критского и преподобной Марии Египетской, а к ним припевается «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас», «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас». Вторая часть жития преподобной прочитывается после прочтения приблизительно трети Великого канона.

Это одно из самых продолжительных великопостных богослужений. Такие молитвенные труды — дань уважения преподобной, которая после порочной молодости совершила исключительный подвиг покаяния и, удалившись в египетскую пустыню, достигла святости.

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского называется великим не только по количеству покаянных глубинных образов и смыслов, но и по числу тропарей канона. Если обычный канон состоит в среднем из 40-45 тропарей, то Великий — из 250. Существует традиция следить за чтением канона по книжкам с его текстом — чтобы не отвлекаться мыслями и лучше воспринимать смысл этого дивного богослужебного текста.

По благочестивой традиции во время чтения Великого канона принято совершать земной поклон в начале каждого тропаря. Соответственно, количество поклонов составляет 250. Это нелегко, поэтому количество поклонов всегда должно определяться соразмерно духовным и телесным силам человека.