Новости Марийской митрополии

Адрес сайта Марийской митрополии - www.mari-mitropolia.ru

 

16 Апреля 2019

14 апреля, в пятую неделю Великого поста, епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Волжска. Сослужило архипастырю духовенство церкви.

«Сегодня Святая Церковь воспоминает житие преподобной Марии Египетской. Почему именно ее образ в нынешний воскресный день чествуем все мы? — сказал архипастырь в проповеди. — Наверное, потому что в ней, в этом человеке мы узнаем каждый самого себя и видим, как в ней произошла победа милостью Божией. Какая ответная любовь была у нее к Богу!

Узнаём каждый себя в ее лице, ибо мы все люди имеем одинаковую природу, которую унаследовали от своих прародителей Адама и Евы, — продолжил епископ Феофан. — И у всех у нас есть страсти. И кто может сказать о себе, что никогда не чувствовал в своем сердце движение каких-либо страстей? Но что такое блуд, в котором пребывала преподобная Мария? Это не просто телесный грех, не просто презрение к себе и к человеку, с которым совершается этот грех. Это внутреннее разделение целостности человека. Человек должен направить все силы своей души и тела на любовь к Богу и ближнему. И если человек создает семью, то измена в семье – это есть прелюбодейство – один из видов блуда, в котором человек раздробляет свои чувства кроме как к своей супруге или к своему супругу на кого-то ещё. А может проводит совсем беспорядочную жизнь, и тогда его чувства раздробляются беспорядочно, анархично. Пытаясь услужить всем своим страстям, желаниям, как неким идолам. Поэтому блуд есть в какой-то мере и идолопоклонничество, привязанность к внешнему в нашей земной жизни. Мы не видим истинного Бога телесными очами, но совесть постоянно проявляет в нашей душе свой голос. Совесть – это голос Божий, который постоянно напоминает нам о том, как мы должны себя вести, чтобы не отпадать от Бога, чтобы быть по-настоящему счастливыми. Если человек вопреки голосу совести поступает не так, как заповедовал нам Господь, то он вредит прежде всего самому себе. И если он впадает в один из грехов, например, в тот, о котором мы сегодня говорим – в грех блуда, то чувство настоящее, которое должно умножаться, чувство любви, оно распыляется в разные стороны и потом, если человек не прекратит этот грех, то это чувство может быть таким малым, что уже обратиться к Богу с полнотой своего чувства будет затруднительно. И так с каждым грехом. Каждый грех отвлекает от Бога, привлекает к земному, к страстному, к павшему. Постараемся сегодня, вспомнив житие преподобной Марии, для себя сделать правильный вывод в жизни: грех никогда не сделает нас счастливыми. Источником счастья является Бог… Преподобная Мария Египетская – пример для нас, что однажды покаявшись, решила больше никогда не возвращаться к греху. Господь через святых угодников Своих показывает нам, каким примером мы должны руководствоваться, чтобы достичь настоящего, непреходящего, неоскудевающего счастья – счастья чистоты души, когда совесть не обличает нас в том, что мы постоянно несем на себе бремя грехов. Но если даже и так, да не отчаивается каждый из нас, и, видя какую милость получила преподобная Мария Египетская, находясь в глубине всякого зла. Господь каждому из нас хочет этой милости. Постараемся и мы в своей жизни унаследовать милость Божию внутренним осознанием своего грехопадения. Никто да не отчаивается, но приходит ко Господу за прощением через свое покаяние и желание изменить свою жизнь».

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.

Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.

Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.

Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.

Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.

Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз – идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию Святых Таин.

Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было приблизительно в 521 году.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.

Использован текст жития святой с сайта: https://azbyka.ru