Новости Марийской митрополии
Божественная литургия архиерейским чином в праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа
14 января, в праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа, епископ Феофан совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Волжска. В этот день Церковь также празднует день памяти великого иерарха и вселенского учителя - святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
Владыке Феофану сослужили клирики Кафедрального собора. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Ее от разделений и расколов. По окончании Литургии состоялось славление празднику Обрезания Господня и святителю Василию.
Затем владыка Феофан обратился к верующим с архипастырской проповедью, в которой рассказал о трудах святителя Василия Великого и раскрыл духовный смысл праздника Обрезания Господня:
«… На восьмой день после Своего чудесного Рождества, Господь наш Иисус Христос был принесен в храм для того, чтобы по ветхозаветному закону принять обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в исполнение Завета Бога с Авраамом, и тем самым вступая с Богом в особые отношения.
При совершении этого обряда Ему было дано имя Иисус, возвещённое Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии ещё в день Благовещения.
По мысли святых отцов, Господь наш Иисус Христос принял обрезание для того, чтобы показать людям как следует неукоснительно исполнять Божественные установления. А ещё для того, чтобы показать людям, что плоть Его является самой настоящей. Чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным человеком, а не носителем призрачной плоти, ибо Господь сошел с небес нас ради человек и нашего ради спасения, чтобы добровольно отдать свою человеческую плоть на распятие. И чтобы это крестное страдание, как великая жертва, смогла искупить все грехи рода человеческого.
Обрезание того, ветхозаветного времени, было прообразом нынешнего Таинства Крещения. И сейчас, когда люди принимают Святое Крещение, то обрезание осталось уже в Ветхом Завете и человек усыновляется Богом через Таинство Крещения, вступая с Ним в особые отношения. Ему впервые прощаются все согрешения и человек искупается от грехов и становится чадом Божием…».
Далее, владыка Феофан поведал о трудах святителя Василия Великого:
«… Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской был удивительным святым. И воистину Церковь называет его Великим.
При совершении Божественной литургии святитель Василий всякий раз сподоблялся от Бога ведения, как Дух Святой сходит на предлежащие Дары.
Церковь считает, что первый чин Божественной литургии был составлен святым апостолом Иаковым, братом Господа по плоти. Второй чин Божественной литургии, который мы с вами совершаем сегодня, был составлен святителем Василием Великим. И в день его памяти и еще несколько раз в году совершается чин Литургии составленный этим святым. Третий чин Божественной литургии, совершаемый в Церкви в течение всего года – это чин, составленный святителем Иоанном Златоустом.
Литургия святителя Василия Великого немного длиннее, чем литургия Иоанна Златоуста, ибо святитель Иоанн, живший на 100 лет позже, снисходя к немощи человеческой, слегка сократил молитвы Литургии святителя Василия Великого.
Мы благодарим Господа Бога за то, что в Святой Церкви есть такие святители, молитвами которых, Господь в нашей жизни сотворяет чудеса…»
По окончании проповеди владыка Феофан поздравил причастников с принятием Святых Тела и Крови Христовых и преподал всем собравшимся своё архиерейское благословение.