Новости Марийской митрополии

Богослужебная практика детско-юношеского хора «Благовест»

Адрес сайта Марийской митрополии - www.mari-mitropolia.ru

 

Источник информации: Йошкар-Олинская епархия
25 Марта 2020

23 марта, накануне вторника Крестопоклонной седмицы Великого поста и дня памяти святителя Софрония Иерусалимского, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн возглавил Великое повечерие и утреню в домовом храме Йошкар-Олинского епархиального управления иконы Божией Матери «Троеручица».

Владыке сослужил клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы протодиакон Михаил Козловский. Песнопения исполнял детско-юношеский хор «Благовест» под руководством регентов Юлианы Алексеевой и Елены Горшениной.

Все песнопения и чтения этой службы исполняли певчие детско-юношеского хора. Специально для лучшего освоения порядка и особенностей великопостного богослужения Владыка ежегодно проводит в домовом храме такие богослужения.

Чтобы понять, что дает такая практика, мы задали несколько вопросов певчим хора ­­­Сергею Мамадалиеву, Софии Андреевой и Анастасии Воробьевой:

– Расскажите, пожалуйста, сначала о подготовке к службе – отличаются ли спевки перед такой богослужебной практикой и другими службами, как готовитесь к богослужебным чтениям и есть ли какие-либо особенности подготовки к чтению и пению?

София: Подготовка к такой службе отличается тем, что мы делаем всё сами. И читаем, и поём и регентуем, поэтому готовимся заранее, чтобы всё запомнить.

Сергей: Подготовка к практике проходит во время еженедельных спевок – в воскресенье или вторник. Пропеваем, начиная от сложных песнопений и заканчивая ектениями. К чтениям, как ни странно, готовились более усиленно – назначались наставники по чтению. К каждому наставнику прикреплялись певчие, которые должны на практике сдать порученное чтение. Но все же ошибки проскальзывали…

Анастасия: Изначально мы разбираем самые сложные моменты в службе (это могут быть чтения, пение), наш регент распределяет, кто что делает. Затем каждому раздается свое чтение, которое он должен подготовить «на отлично». В конечном итоге, нам необходимо как можно лучше провести службу самим, так как регент старается нам совсем не помогать.

– Перейдем к самому богослужению: легче или тяжелее проходит участие в богослужении, когда требуется не только петь, но и читать, следить за ходом службы?

Сергей: Надеюсь, для всех певчих архиерейские богослужения в храме «Троеручицы» проходят легко и с душевным благоговением. Казалось бы, физически устал, а на душе легко и радостно.

София: Такая служба проходит интересней, ведь ты знаешь, что за чем идёт, и на каком моменте богослужения мы находимся. Самое главное – знать устав службы, и тогда проблем не будет.

Анастасия: Это тяжелее, но так мы лучше узнаем службы, изучаем весь ход богослужения, которое будет проходить.

– Какую пользу приносят такие службы для певчих – в понимании богослужения, навыках пения, чтения, знании богослужебного устава?

Сергей: Польза, считаю, огромнейшая. Как для регентов, так и для обычных певчих. Каждому достаётся чтение, каждый следит, что за чем идёт. И все это откладывается, и со временем понимание богослужения становится не дремучим лесом, а уже более понятным.

София: Огромный плюс таких богослужений в том, что каждый певчий хора может почитать и регентовать. Это большая практика, особенно для тех, кто учится в музыкальных училищах и хочет связать свою жизнь с музыкой, в частности с дирижированием.

Анастасия: Как уже говорилось, таким образом мы лучше узнаем богослужебный устав.

– После службы Владыка, как правило, дает наставления и советы. Что вам наиболее запомнилось и, по вашему мнению, касается именно вас?

Анастасия: Владыка говорил про ровное пение, чёткое слово, а также необходимо читать на одной нотке.

София: Владыка указал нам на наши ошибки. И это нужно учитывать и исправлять в будущем. Всё, что говорил нам архиерей, думаю, в разных степенях касается всех певчих. Поэтому выделить то, что из его слов может относиться конкретно ко мне, сложно.

Сергей: Да много чего. Бывали моменты, когда стоишь на службе, а в голове проблема крутится и крутится. А в конце Владыка выйдет, скажет что-нибудь, а проблемы-то вроде и нет вовсе!