Новости Марийской митрополии
Богослужения митрополита Иоанна в праздник Преображения Господня
18 августа вечером, в канун праздника Преображения Господня, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн возглавил всенощное бдение в Вознесенском соборе г. Йошкар-Олы.
Владыке сослужили секретарь Йошкар-Олинского епархиального управления иеромонах Серафим (Пасанаев), настоятель собора протоиерей Евгений Кутырев, благочинный городского округа протоиерей Андрей Норкин, клирики собора иереи Иоанн Кристев и Олег Большаков и клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка протодиакон Михаил Козловский. Песнопения исполнял хор собора.
По случаю праздника за богослужением читались ветхозаветные паримии из книг Исхода и Царств о явлении Славы Божией пророкам Моисею и Илии. На литии освящались хлебы, пшеница, вино и елей.
В соответствии с санитарными требованиями, прихожане находились в храме в медицинских масках, соблюдали социальную дистанцию, иконы обрабатывались дезинфицирующим средством.
19 августа митрополит Иоанн возглавил Божественную литургию в Преображенском крестильном храме с. Семеновка.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка протоиерей Михаил Ильин, клирики храма иерей Димитрий Иванов и протодиакон Михаил Козловский.
После Литургии, по традиции Православной Церкви, были освящены виноград и фрукты свежего урожая. Затем митрополит Иоанн обратился к собравшимся с архипастырским словом, напомнив о том событии, которое сегодня празднуется в Святой Православной Церкви, и подробно растолковал Евангельское чтение дня.
«Преображение Господне – это событие, когда Господь показал, что Он — Свет, просвещающий всякого человека. Он открыл для всех нас, в каком духовном состоянии пребывает человек, очистивший свое сердце, в каком состоянии пребывают люди в раю.
Если мы внимательно всмотримся в историю Церкви, то увидим, как во время молитвенного духовного восторга и покаянного обращения ко Господу от видения Божественной Славы и явления Пречистой Богоматери лица святых просвещались, а простые люди не могли смотреть на них и падали ниц. Когда Пресвятая Богородица явилась преподобному Серафиму Саровскому, Мотовилов пал ниц, увидев просвещенное лицо батюшки Серафима. И преподобному Сергию Радонежскому Пречистая явилась – и его ученик преподобный Михей пал на землю, так как невозможно взирать простому человеку на Славу Божественную…
А почему человек жаждет просветиться этим светом и получить вечность, как поется в молитве: «Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный…»? Потому, что мы сотворены по образу и по подобию Божию. Господь вдохнул в нас душу живую. Мы – частицы Божества, и быть просвещенным является нормальным, естественным духовным состоянием каждого человека. Такими нас создал Господь. Но чтобы нам это состояние приобрести, необходимо покаяние и очищение своего сердца. Ведь благодать Божия, которая просвещает человека, не входит в нашу душу, оскверненную грехом и страстями… В Евангелии говорится о том, что Господь взошел на гору помолиться – этим указывается, что наше духовное восхождение возможно только в покаянном молитвенном обращении ко Господу и осознании своего недостоинства.
Всем нам необходим великий труд над собой, а прежде всего искренняя и чистая вера – для верующего все возможно, и только верующего Господь сподобляет прикоснуться уже здесь на земле к небесному духовному состоянию, в котором пребывают небожители. Но вера должна быть не на словах, а в жизни нашей. Дела наши, исполненные добродетелей и любви, являются выражением нашего почитания Бога. Господь от нас ничего не просит, Он все нам посылает. Он и жизнь нам даровал, и здоровье, и таланты, и печется о нас, не лишая нас Своей милости, невзирая на наши грехи и страсти. Единственное, обращаясь к нам, Он говорит: «Сыне, даждь Мне твое сердце». Какое сердце? Очищенное покаянием, исполненное любовью к Богу и окружающим людям. В это очищенное сердце и снисходит благодать, просвещающая всякого человека».