Новости Марийской митрополии
Наставление митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна на Великий пост
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Милостию Божией мы с вами вступили на поприще Великого поста. Каждый из нас примирился с окружающими людьми и с чистым сердцем вступает в особые благодатные и спасительные дни.
Пост… Сам Господь установил его для наших прародителей, и, нарушив его, они лишили себя великой милости быть с Богом. Пост для всех нас освящен Самим Господом. Перед выходом на проповедь Господь 40 дней денно и нощно постился, в молитвенном восторге обращаясь к Отцу Небесному, и после этих дней поборол диавола силой Божественной, и всех нас научил, как нам через пост и молитву победить диавольские искушения.
Великий пост — это особое время, когда каждый человек в свете Евангельских заповедей испытывает свою совесть: как он живет, каковы его мысли, чувства. И в покаянии он обращается ко Господу и перед Крестом и Евангелием исповедует свои грехи, открывает свою совесть перед Богом и просит, чтобы Господь сподобил его эти святые дни провести в духовном и физическом посте, сподобил через 40 дней поста пережить страстные дни и встретить Воскресшего Христа в радости и духовном ликовании.
Кто не постился, тот не способен вкусить радость Божественного Воскресения. Святая Церковь говорит нам, что человек должен поститься и физически, и духовно. Каждый день она поет нам, что истинный пост есть воздержание своего языка, борьба со злом, которое в сердце нашем коренится, истинный пост есть борьба со своими страстями и похотями. Многие из нас говорят: зачем поститься, утруждая себя? А Церковь отвечает нам, что пост – это время, когда человек, исполняя послушание Церкви и Богу, обуздывает свое тело. Разве возможно нам, пресыщаясь пищей, бороться со своими помыслами лукавыми, со своими страстями. И Святая Церковь говорит, что пост требует от каждого человека обуздание своей плоти. Когда мы с вами взираем на нашу историю, то видим, как наши предки строго исполняли дни Великого поста. Как они стремились, чтобы это время было спасительным для них и показывали пример своим детям. Мы же в жизни своей внешне воздержимся от скоромной пищи, а постную пищу едим с услаждением, насыщая свое чрево так, что оно становится обузой для нашей с вами души. Но Святая Церковь, оберегая нас, говорит: постясь телесно, мы не должны забывать и о своем духовном посте. Воздержанием от лукавых совращений мы должны беречь себя от того внешнего, греховного мира, который в суете своей нас поглощает. Мы должны быть внимательными к своим мыслям, желаниям. Святой Иоанн Златоуст, оберегая нас от крайностей, говорит: вот, ты говоришь мне, что воздерживаешься от пищи, избегаешь вина, обуздываешь свою плоть… Ты лучше скажи мне: вот, ты был гневлив, а приобрел ли тихость души своей? Ты был невоздержан в гневе своем, стал ли ты смиренным? Злоба наполнила твое сердце, обуздал ли ты себя от этой злобы? Ведь пост должен показывать свои плоды – изменение всего твоего духовного существа. Поэтому каждый из нас, постясь, должен, воздерживаясь от зла, творить благо.
Обуздывая себя в своих низменных желаниях и страстях, борясь со злом в себе, мы должны творить любовь и добродетель окружающим людям. Ведь наше внутреннее существо проявляется в наших делах: если сердце чистое и доброе, то дела наши добры, и людям окружающим от нас легко и радостно, и дела наши свидетельствуют, что воистину мы – православные христиане. Христианину много дано в дни Великого поста, но и много ответственности ложится на нас, потому что Господь взыщет с каждого: как мы с вами употребили милость Божию, полученную нами через покаяние, и явили ли мы любовь к окружающим людям. Возлюбленные, будем поститься духовно и телесно, и возлюбим ближнего, как самих себя. Аминь!