Новости Марийской митрополии
Богослужения епископа Феофана в Неделю 7-ю по Пасхе
13 июня, в Неделю 7-ю по Пасхе, епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Волжска. Накануне вечером владыка возглавил здесь же всенощное бдение.
Его Преосвященству сослужили клирики собора. Песнопения исполняли архиерейский хор и детско-юношеский хор.
После отпуста Литургии епископ Феофан обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры! Сегодня Церковь вспоминает святых отцов, участвовавших в I Вселенском соборе. По повелению святого равноапостольного императора Константина Великого в 325 году по Рождестве Христовом в пригороде Константинополя, г. Никее был созван I Вселенский собор. Это был первый Cобор в истории Церкви. Продолжался он более двух месяцев.
Участники Собора решали насущные вопросы в области богопознания и богопочитания на принципах соборности. На I Вселенском соборе была исследована и осуждена ересь Ария, одного из священнослужителей, который отвергал божество Иисуса Христа. Он учил, что Сын сотворен, и что было время, когда Его не было. Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, участвовавший в этом соборе, исполнившийся ревностью о Боге, ударил по щеке Ария, дабы его красноречие не увлекло в эту ересь людей. Святые отцы посчитали такой поступок недостойным и на время отлучили святителя Николая от участия в Соборе. Но в ту же ночь многим святым отцам, участникам Собора, было явлено чудесное видение – как Сам Спаситель подает святителю Николаю Евангелие для проповеди, а Матерь Божия подает ему святительский омофор для продолжения служения. На следующее утро святые отцы приняли общее решение, что такой поступок святителя Николая был угоден Богу, так как был основан не на злобе сердца, а на желании прекратить богохульство во время Собора. Святитель Николай был восстановлен в участии в Соборе.
Также мы помним, как святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, беседуя с одним из философов, который неблагочестиво рассуждал о Пресвятой Троице, испросил помощи у Господа, чтобы Он явил чудо в утверждении догмата о Троице. Святитель Спиридон взял в руки кирпич, сжал его – и люди увидели, как вверх взметнулся огонь, вниз истекла вода, а в руках осталась глина. И эта трехсоставность одного вещества наглядным образом служила доказательством того, что и Бог является одним Существом в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Сразу же прекратились рассуждения по этому поводу.
На I Вселенском соборе был принят Никейский Символ веры; отвергнута ересь Ария и другие заблуждения, утверждены двадцать канонов. Было принято считать выходным днем не субботний, а воскресный день.
Мы видим, как по молитвам святителя Николая Чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского и других святых отцов – участников Собора, Господь являл чудеса для того, чтобы утвердить правильный взгляд на учение о Боге, о Церкви, чтобы не было распрей, разногласий, ересей. Благодарим Бога, даровавшего нам таких удивительных угодников Своих, по молитвам которых укреплялась православная вера и утверждалась она в сердцах людей.
Сегодня Церковь также празднует память иконы Божией Матери «Нерушимая стена». В Киеве, в Софийском соборе, над горним местом главного алтаря выложена мозаичная икона Божией Матери, где Она изображена на золотом фоне, стоящей в полный рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми вверх руками. По преданию, пока Матерь Божия простирает руки Свои, то город Киев будет продолжать существовать.
Матерь Божия – Усердная Заступница рода христианского. И мы надеемся, что Она всех нас покроет Своим Покровом и всегда будет Нерушимой стеной для всего нашего Отечества и всего православного мира. Не устанем же благодарить Господа, даровавшего нам такую Заступницу, по молитвам которой, мы с вами, дорогие братья и сестры, еще живы и идем своим жизненным путем, надеясь обрести милость и спасение».