Новости Марийской митрополии
Епископ Феофан совершил Литургию и панихиду в Троицкую родительскую субботу
19 июня, в Троицкую родительскую субботу, епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил Божественную литургию и панихиду в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.
Владыке сослужило духовенство храма, пел малый состав архиерейского хора.
После богослужения архипастырь обратился к прихожанам с проповедью: «Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня, накануне праздника Святой Троицы, Святая Церковь поминает всех от века скончавшихся православных христиан.
В Евангелии Господь наш Иисус Христос говорит: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Основываясь на этих словах, Святая Церковь говорит нам, что любовь к ближнему, которую Господь заповедовал как основную заповедь, простирается не только к тем, кто жив, с кем мы можем общаться и кому можем творить дела любви, но и к тем, кто уже отошёл в мир вечности. Разлучившись душой с телом, наши усопшие находятся в ином духовном мире, который нашим земным очам пока закрыт.
Господь, по своему премудрому усмотрению о спасении человека, скрыл от нас видение духовного мира, чтобы мы не ужасались тем страшным видом искусителя, который имеет отпавший от Бога ангел. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Как на свет ангела смотреть невозможно, так демонов видеть ужасно, ибо они гнусны». Одна из причин, по которой мы не видим духовного мира, и есть проявление к нам милосердия Божия, чтобы мы не видели духовных врагов человеческого рода, ибо от видения их человек может умереть.
Но мы знаем, что почившие наши находятся в особенных обителях небесного мира, где, по состоянию души на момент смерти, Господь своим человеколюбивым судом благословляет им быть после кончины до второго пришествия Господня на землю, до всеобщего Страшного суда. Наши усопшие не могут уже творить добродетели и не могут сотворять греха. Но все ли из людей так хорошо успевают подготовиться, чтобы после смерти воздать добрый ответ перед Богом?
Мы рождаемся во грехах, проживаем жизнь во грехе и умираем во грехах. Нет никого, кто бы родился на земле изначально праведником, кроме Господа нашего Иисуса Христа, Который нас ради человек и нашего ради спасения сошёл с небес, принял человеческое тело, добровольно дал распять Себя на Кресте, чтобы искупить весь человеческий род от греха.
Мы видим, как грех разлился по лицу всей земли после того, как наши прародители Адам и Ева нарушили единственную заповедь о невкушении плода с древа познания добра и зла. И все поколения, произошедшие от Адама и Евы, переняли от них поврежденную страстями и грехом природу, и нет на земле человека, который бы прожил жизнь и не согрешил. Но уповая на милость Божию, люди и в ветхозаветные, и в новозаветные времена ожидали исполнения пророчества о пришествии в мир Спасителя, Который избавит людей от власти диавола и от вечной духовной смерти, а по втором пришествии дарует и воскрешение нашим телам, с которыми снова соединятся души человеческие и предстанут пред Богом на последний Страшный Суд.
Если мы посмотрим на свою жизнь, всмотримся в глубину своего сердца, каждый из нас осознает, что нам всем необходима милость Божия, что мы сами, без Бога, преобразить себя и спасти не можем. От нас требуется свободное волеизъявление, чтобы мы пошли навстречу Господу, Который уже совершил дело нашего спасения и, распявшись за нас, искупил человеческий род от греха. Теперь каждый, кто принял таинство Крещения в Православной Церкви, кто с верой призывает имя Господа нашего Иисуса Христа, кто старается соблюдать себя во всяком благочестии и чистоте и проводить христианский образ жизни, имеет надежду на милость Божию и спасение для вечно блаженной жизни. Но наши усопшие не все успели приготовиться к этому Страшному суду.
Как мы знаем, по учению Церкви, на сороковой день после смерти каждого человека над душой совершается частный суд, после которого Господь определяет временную участь душе. И за время вплоть до всеобщего Страшного суда есть возможность помочь душе усопшего человека, который уже за себя не может помолиться и сотворить доброе дело. Есть возможность у земной Церкви, воинствующей, которая борется со злом и в которую мы все с вами входим. Есть такое дерзновение и возможность испросить у Бога милость для душ почивших людей, чтобы и они, имея некие согрешения на момент смерти, получили прощение и оставление согрешений и смогли войти в вечную радость Господа своего.
Надеемся, что наши молитвы, вознесенные ко Господу от всего сердца, принесли хотя бы малую помощь тем, кто постоянно ожидает от нас молитв о их упокоении – и церковных молитв, поминаний на обедне и панихиде, и домашних молитв, когда мы от сердца можем просить у Бога прощение и оставление согрешений всем от века скончавшимся православным христианам.
Когда же и мы перейдем в мир вечности, Господь, видя, что мы от всего сердца проявляли любовь к нашим почившим и молились за них, подавали милостыню о упокоении их душ, воздвигнет из среды живущих на земле тех, кто будет молиться и о нашем упокоении, ибо и мы, дорогие братья и сестры, будем также нуждаться в молитвах земной Церкви».