Новости Марийской митрополии
12 февраля – Собор трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
12 февраля Православная Церковь отмечает день памяти вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Каждый из них внес огромный вклад в развитие христианской веры и оказался учителем для целых народов и государств. Благодаря их трудам формировалась догматика, церковная жизнь и богослужения. Каждому из них совершается и особое празднование, но один раз в году их память чтится соборно.
Праздник был основан в годы правления императора Алексея Комнина (1081-1118). На тот момент в Византии были сложные для Церкви времена, когда между христианами был спор о том, кого из Отцов Церкви считать первым.
Одни выступали за то, чтобы предпочесть святителя Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, святитель Василий стоит выше святителя Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.
Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем святитель Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, Златоуст оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал Слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.
Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным святителя Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что святитель Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.
Таким образом, каждая партия возвышала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Забыв о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки.
И вот, однажды ночью три святителя все вместе явились во сне свт. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память 5 октября). В один голос они сказали ему: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом, и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом – едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом.
Тогда свт. Иоанн Мавропод без промедления созвал народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетели и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января (по новому стилю 12 февраля), чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.