Новости Марийской митрополии

Митрополит Иоанн совершил Литургию в Троицком храме

Адрес сайта Марийской митрополии - www.mari-mitropolia.ru

 

Источник информации: Йошкар-Олинская епархия
14 Февраля 2022

13 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в Троицком храме г. Йошкар-Олы.

Его Высокопреосвященству сослужили клирик Вознесенского собора г. Йошкар-Олы,благочинный Медведевского церковного округа иерей Александр Козлов и протодиакон Михаил Козловский. Песнопения исполнял хор храма под руководством регента Анны Ярошевич.

После чтения Евангелия митрополит Иоанн обратился к верующим с проповедью:

«Всякий человек, входящий в храм Божий, обращает свой молитвенный взор ко Господу, и Господь внимает просьбам человеческим, являет во все времена Свою милость, и никто не остается без Его попечения. Сегодня святая Церковь предлагает нашему вниманию притчу о мытаре и фарисее.

В этой притче говорится, как молились два человека: фарисей и мытарь. Чем же отличается их молитва? Первый – фарисей – говорит: я не такой, как другие грешники… В своем страшном безумии и самолюбии он, воздавая благодарность Богу, унизил всех тех, которые в молитве своей чистой обращались ко Господу. Безумец забыл о главном – что Господь пришел спасти не праведников, а кающихся грешников. Что для Бога любые помыслы, не говоря уже о деяниях, открыты как книга, и Он видит, что происходит в душе человеческой. Разве не подобало этому гордецу всмотреться внутрь самого себя и подобно царю Давиду воскликнуть: помилуй мя Боже по велицей милости Твоей!

Но нет – фарисей, пребывая в безумии духовном, кичится своей добродетельной жизнью. Какова же она? Он перед Богом изрекает: пощусь два раза в неделю, все что приобретаю, десятую часть отдаю Тебе, Господи. И Ты мне обязан воздать за это… Безумец!

И слышится рядом другая молитва, которой научает нас сегодня Святая Церковь. Стоит грешный человек, мытарь, собирающий налоги и в карман все излишнее полагающий, но, зайдя ко Господу в храм, он предстал пред Его очами, увидев всю свою греховную наготу. И в страхе Божием он даже не может воззреть наверх, в смирении восклонил свою главу и восклицает только одно: Боже, милостив буди мне грешному! И слышится ответ, прощающий все его грехи. Господь милостив, смиренным он дает благодать.

Как часто и в нашей с вами жизни мы обращаем свой молитвенный взор ко Господу. И сегодня, придя в храм, каждый из нас должен испытать себя, что о нас скажет Господь. Да, мы любим храм Божий, стремимся в воскресные и праздничные дни прийти сюда. Но что с нами происходит: увидев кого-то, кто не идет в храм, мы в душе своей осуждаем его. Мы, мол, ходим в храм, мы не такие, как те, которые там, в грехах живут…

Мы обращаемся с молитвой ко Господу, с плачем просим Его милости, и одновременно утопаем в грехах своих, даже не осознавая их, осуждая ближних своих. Что с нами происходит, когда мы выходим из храма? Мы забываем о том, что мы чада святой Церкви, и наша любовь, которую на нас изливает Господь, должна проявляться в любви к окружающим людям.

А какое небрежение проявляется с нашей стороны ко всем тем, которые поступают не так как мы с вами? Посмотрите, сколько в жизни нашей и делах слышится этот внутренний голос: мы не такие как они. Да, мы читаем Евангелие, считаем себя верующими, а внутреннее небрежение к окружающим настолько проявляется… В нашей душе происходит и молитва мытаря, и безумие фарисейское: мы каемся, просим милости у Господа, и одновременно нас заполняет гордыня, которая не дает никому из нас покоя.

Как же нам избавиться от этого фарисейского самолюбия? В нашем сердце всегда должен звучать голос Божий: всякий, кто превозносится перед ближними, того Господь смирит, посетит скорбью, болезнью, испытанием. Как только посещает нас испытание, так мы начинаем понимать, что голос совести звучит еще в нас, он обличает наше греховное безумие. Почему мы с вами всегда сравниваем себя с грешными людьми? Потому, что на их фоне мы кажемся добродетельными и благочестивыми – и любуемся собой.

Посмотрите на праведных людей, которые жизнью своей и всегдашним воскликновением в душе молитвы Иисусовой и молитвы мытаря «Боже, милостив буди мне грешному» очистили свою душу и обладают внутренним смирением. Как преподобный Сергий, игумен Радонежский, в смирении своем нанялся своему собрату, духовному чаду, срубить келью. И получил за работу лукошко заплесневелых сухарей. Но он со смирением поблагодарил его… Вот этому нам нужно учится. А мы если хоть по малости что-либо сделаем, уступим кому-то, промолчим, то сразу в душе возникает: да, я победил, не ответил – я не такой, как другие!

А когда мы с вами молимся, если что-то лишнее прочитаем, что-то дополнительное на себя возьмем, так начинаем мнить о себе: вот какой я молитвенник, столько канонов читаю, так усердно со слезами молюсь! Да посмотрите, как молились святые! Преподобный Серафим Саровский 1000 дней и 1000 ночей стоял на камне и не умолкая молился: Боже, милостив буди мне грешному.

А стоит нам только воззреть мысленным взором на Голгофу, где за наши грехи страдает на Кресте Господь, а рядом с Ним Пречистая Богоматерь… Разве сердце наше не содрогнется? Разве не воскликнем мы из глубины души: Боже, милостив буди мне грешному? И эта одна-единственная молитва понадобится нам, когда мы предстанем пред очами Божиими на свой частный суд или на страшный окончательный суд…

Начинается преддверие Великого поста, подготовительные седмицы. Сегодня Господь показывает, какая должна быть наша молитва. Избежим фарисейского, горделивого превозношения и научимся той молитве, которая вводит нас в вечность».