Новости Марийской митрополии

Адрес сайта Марийской митрополии - www.mari-mitropolia.ru

 

27 Ноября 2008

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 (15 – по старому стилю) ноября и продолжается до 7 января (25 декабря), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют еще Филипповым.

Как был установлен Рождественский пост?

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что 'сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября'.

Какая трапеза предписывается в Рождественский пост?

Правила, установленные Церковью в Рождественский пост, не столь строги как в Великий. Предписывается воздерживаться от мяса, сливочного масла, молока, яиц, сыра. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни, а также великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг.

Со 2 по 6 декабря включительно пост усиливается и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем, именно на эти дни приходятся новогодние праздники и православным христианам надо быть особенно собранными, чтобы не нарушить строгость поста.

Но не нужно забывать и о том, что постясь телесно, в то же время необходимо поститься и духовно. 'Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды', – заповедует Святая Церковь.

Поститься следует разумно.

Конечно же, все православные призваны строго соблюдать пост, однако, как говорит великий подвижник святой Исаак Сирин, существует мера поста. Церковные установления должны соответствовать конкретному человеку в зависимости от его возраста и здоровья.

Преподобный Исаак говорит так же, что чрезмерный пост более вреден, чем несоблюдение поста вообще. Почему? Пост, как духовное явление, всегда обнажает наше восприятие добра и зла. В течение поста, естественно, возникают особые искушения: кто начинает поститься безмерно и строго, вскоре или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны. Пост внешний может способствовать и возбуждению в нас тщеславия. То есть одно только внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу, а, наоборот, удаляет от Него.

Как приучить себя к посту?

Для этого, прежде всего, требуется постепенность. Нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно.

Каждый сам, а лучше по совету духовника должен определить – сколько ему требуется в сутки пищи; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством.

Фома Денисов.