Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1209
Опубликовано Iwan в Пнд, 02/04/2012 - 15:12


1 апреля Высокопреосвященнейший Никон, архиепископ Липецкий и Елецкий, в Вознесенском соборе Ельца возглавил вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым или чинопоследование пассии. Правящему архиерею сослужили благочинный 1-го Елецкого церковного округа протоиерей Василий Романов, представители духовенства собора и благочиния.
После окончания чтения акафиста правящий архиерей обратился к пастве с проповедью:
«Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы с вами отслужили пассию, что в переводе на русский язык означает «страдание», а на славянский язык переводится как «страсть». Смыслом пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.
Сегодня в евангельском чтении мы слышали о том, как Господь взошел на Голгофу, безропотно приняв предательство от одного из учеников, плевки в лицо, наглые издевательства, несправедливое осуждение, жестокое избиение, позорное распятие и смерть на Кресте. И сейчас, стоя в храме, взирая на Крест Господень, мы понимаем, что не можем оставаться безучастными, не можем оставаться бездеятельными после того, как узнали, какую жертву Христос принес по Своей любви к людям.
Кто Мне служит, Мне да последует — говорит Господь (Ин. 12:26), и в этом внимательном следовании за Христом сокрыты все радости и надежды христианина. Старец Паисий Святогорец говорил, что внимательный христианин каждую неделю проживает как Страстную седмицу: каждую среду — как день, в который был предан Господь, каждый четверг входит с Господом в Сионскую горницу, каждую пятницу молится как в Гефсиманском саду и взирает на распятого Христа, в субботу плачет вместе с женами-мироносицами. И тогда каждый воскресный день становится для этого внимательного человека поистине Пасхой Христовой.
Незадолго до страстных дней, перед вхождением в Иерусалим, святые апостолы были уверены, что они не оставят своего Божественного Учителя, что они будут с Ним неотступно и разделят Его страдания. Так, видя ненависть иудеев, они говорили друг другу: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11:16), а в Сионской горнице святой Петр, выражая мнение всех остальных апостолов, восклицал: «Господи, хотя бы мне надлежало умереть с тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф. 26:35).
Однако все сложилось иначе, и исполнились печальные слова Господни: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф. 26:31).
Как бы ни были тогда внимательны к себе апостолы, как бы ни прилагали всю свою любовь и мужество, но они не смогли поднять на себя тот подвиг, который был намного выше их меры — ведь они еще не были тогда просвещены светом Воскресения и благодатью Святого Духа, тогда они еще не были призваны к мученичеству. Тот путь, которым прошел Христос, не мог пройти ни один земной человек — только Сам Бог, ставший человеком. И Христос, победив смерть, открыл всем нам возможность победы над смертью — если внимательно последуем за Ним, со смирением и упованием на благодать Святого Духа.
Почти все апостолы, за исключением Иоанна Богослова, впоследствии приняли мученическую кончину — но ни один из них не напрашивался на мучение, ни один из них не придумывал себе подвигов. Как говорит святитель Григорий Богослов, «закон мученичества таков, чтобы не выходить на подвиг самовольно, а вышедши не отступать, потому что первое есть дерзость, а последнее — малодушие».
Каждого из нас Господь привел сюда, в этот храм, свои путем — и каждому предстоит свой подвиг, тот путь, которым Господь его поведет. И каждому из нас важно увидеть этот путь и ежедневно делать по нему маленькие шажки, пользуясь богатейшей сокровищницей духовного опыта, который содержится в Церкви. Если нас обижают — прощать. Если сами обидели — просить прощения и каяться на исповеди. Если нас злословят — не грубить в ответ. Если обуревают искушения — класть поклоны и читать Евангелие. Любить службу и храм Божий. И главное — всегда прислушиваться к своей совести, стараться понять, как именно нас ведет Господь».
В завершение проповеди владыка Никон отметил, что, если мы будем уповать не на свои человеческие силы, а на благодать Святого Духа, и соблюдать простые духовные правила, которые все мы знаем, то Господь поможет нам с пользой провести этот Великий пост и встретить Светлое Христово Воскресение.
В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная со 2-й Недели - свт. Григория Паламы) чинопоследование пассии. Чинопоследование включает в себя вечерню с чтением акафиста и евангельских повествований, посвященных Страстям Христовым.
Ирина Ланцева
1-ое Елецкое благочиние