Светлое Христово Воскресение занимает центральное место в ряду всех христианских праздников.
Светлый праздник Воскресения Христова назван Пасхой по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи (от еврейского «песах»), который, в свою очередь, так был назван в память о том событии, когда при исходе евреев из Египта Ангел, истреблявший египетских первенцев, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо, оставляя неприкосновенными первенцев еврейских.
Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи. Другое древнее толкование праздника, обязанное своим происхождением греческим экзегетам, связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».
Иисус Христос воскрес как «Начаток, Первенец из мертвых» (Кол 1: 18). Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут от земли во всеобщий день воскресения, подобно тому, как из семени вырастает колос.
Воскресение Господа Иисуса Христа свидетельствует, что Он воистину Сын Божий – «воскрес яко Бог». Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения.
Тело Иисуса Христа восстало во славе. В Нем совершается великое и спасительное новотворческое действие. Он в Себе Самом обновляет наше естество, подпавшее тлению. Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием — смертью.
Через Свое Воскресение Христос сделал нас победителями смерти, с жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: «Никто же да убоится смерти, — восклицает святой Иоанн Златоуст, — свободи бо нас Спасова смерть».
Пасха - древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним.
Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения. Сообразно с характером воспоминаний первые из этих дней чествовались постом, вторые — торжественной радостью. Впоследствии эти дни получили названия Страстной и Светлой седмиц.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно время. На Востоке, в малоазийских Церквях, ее совершали в 14-й день нисана (по нашему календарю это март — апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Попытка установить согласие между Церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло. С древнего времени Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля.
На VI Вселенском Соборе было разрешено другое разногласие — о времени прекращения поста перед Пасхой: было постановлено прекращать пост в средние часы ночи после Великой Субботы.
Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу.
Темные одежды священнослужителей сменяются светлыми. До начала пасхального богослужения с вечера в храме читаются Деяния апостолов как составляющие непреложное свидетельство истины Воскресения Христова.
До начала пасхальной заутрени храм по древнему обычаю наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами через Воскресение Христово. В древности для этого в храмах ставились сосуды с горящими углями и благовонным фимиамом. Во время пасхального богослужения в храмах зажигаются все светильники, и находящиеся в храме стоят со свечами в знак полноты духовной радости.
Со времени апостольского Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную предпраздничную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова.
После Своего Воскресения Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней, являясь апостолам и поучая их тайнам Царствия Божия. Поэтому и праздник Пасхи празднуется в течение сорока дней.
Все недели (воскресенья) по Пасхе, до отдания праздника, наряду с воспоминанием Воскресения Христова, посвящены и другим особым воспоминаниям, что отражается в службах этих недель и следующих за ними седмиц.