Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

25 мая 2012

24 мая 2012 г., в день Вознесения Господня и день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, народная газета «Вольная Кубань» опубликовала интервью митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.

— Ваше Высокопреосвященство! Прежде всего, поздравляем Вас с наступающим днем рождения, желаем доброго здравия и благой энергии в духовном окормлении православных Кубани! Позвольте также выразить Вам признательность от тысяч и тысяч читателей «Вольной Кубани» за бессменное, вот уже 25 лет, искреннее служение во главе Екатеринодарской и Кубанской епархии! Что, на Ваш взгляд, изменилось в жизни края и церкви за последние четверть века?

— От всего сердца благодарю за поздравление. Так совпало, что в этом году для меня куда важнее другая дата — 25-летие моего пребывания на Кубанской кафедре. Четверть века — огромный срок. За это время переменилась жизнь: сменилось государственное устройство, прекратились гонения на Церковь, произошло «второе крещение Руси». На Кубани практически в каждой крупной станице возродились храмы.

Но перемены не всегда несут лишь благо. В процессе новых революционных, хотя и бескровных преобразований расшаталась общественная мораль, снова на первое место вышел дух наживы. Перед Церковью сегодня стоит огромная, иногда кажется — непосильная (и конечно же, непосильная — без помощи Божией!) задача по восстановлению храма души человеческой. Мы обращаем особое внимание на молодежь, от ценностного выбора которой зависит будущее России, и на социально незащищенных — детей и стариков, потому что по отношению к ним можно судить о состоянии общества в целом. В каждом благочинии организованы церковные социальные службы и отделы по работе с молодежью.

Нужно активнее взаимодействовать с аналогичными государственными структурами, тогда наша деятельность будет заметнее.

— А как реализуется губернаторская программа о возведении на Кубани ста православных храмов? Ведь это мощное подспорье в духовном укреплении пятимиллионной Кубани.

— В рамках реализации этой программы разработаны проекты храмов на 50 и на 100 человек. За основу проектного решения был принят образ одного из известнейших храмов Древней Руси — Покрова на Нерли. Проекты прошли государственную строительную экспертизу.

В результате на одном храме уже установлены купол и крест, завершается строительство двух других храмов — в Славянске-на-Кубани и в Ленинградском районе, а также заложены фундаменты и ведется строительство еще девяти церквей. Но одновременно нужно вести работу и там, где храмов еще нет. Иначе некому будет ходить в построенный храм. Я все время напоминаю об этом благочинным.

Хочу привести отрадный пример: недавно проходил слет православной молодежи Усть-Лабинского и Выселковского районов. В нем приняли участие 28 команд, в том числе из хуторов и сел, где и церквей-то нет. Но настоятели храмов из близрасположенных крупных станиц ведут работу с преподавателями основ православной культуры — в итоге ребята на слете показали и знания, и ловкость, и творческие способности, и любовь к Родине, и готовность защищать ее святыни. Даст Бог, возвысятся в их хуторах и селах православные храмы, куда они и сами придут, и детей своих приведут.

— На Кубани, слава Богу, активно возрождается казачество, в его составе сейчас уже десятки тысяч казаков. Казачество, на наш взгляд, становится опорой, цементирующим составом, который вместе с государством поддерживает мир, порядок на Кубани, воспитывает духовность, формирует у молодого поколения позитивные качества. Как Православная Церковь помогает этому процессу?

— В нашем крае Православная Церковь с самого начала окормляет возрожденное Кубанское казачье войско. Вы совершенно правы в своей оценке роли казачества в современном кубанском обществе, за небольшим исключением: воспитывает духовность все-таки Церковь. Казаки сами порой нуждаются в духовном руководстве, так как они тоже — родом из безбожного пионерского детства.

Но я категорически против высокомерного отношения к казакам из-за их меньшей, чем нам хотелось бы, воцерковленности. Сегодня нет ни одного казачьего отдела, который бы не окормлялся священником. Ведется огромная работа, и ставку в этой работе мы также делаем на казачью молодежь — искреннюю в своем патриотизме, в желании узнать духовные корни казачьих традиций, готовую мгновенно прийти на помощь, будь это великие или малые дела. Кстати, именно казаки убирают Всесвятское кладбище перед Пасхой, воинские погребения перед Днем Победы.

Наши священники работают не только с войском, но и с кадетскими корпусами, у каждого из них есть свой духовник. А это значит, что подрастает казачья молодежь — образованная и воспитанная в казачьих традициях и чтящая веру своих предков.

— В последнее время на Русскую Православную Церковь усилились нападки. С начала года силы зла неоднократно пытались осквернить святыни, даже уничтожить их! Поражает осквернение алтаря в храме Христа Спасителя. За эту отвратительную выходку виновные должны понести наказание! Иначе завтра любой негодяй сможет зайти в наш с вами дом, изгадить его и, сняв исподнее, станцевать по-бесовски в гостиной. За подобные преступления в Уголовном кодексе есть статьи и за хулиганство, и за вандализм... Почему терпят миряне?!

— Напомню, что наши миряне еще 31 марта встали на защиту Церкви. В Чистяковской роще состоялся митинг «За веру, Кубань и Отечество», возникло общественное движение с таким названием. Церковь, в свою очередь, 22 апреля, на день уверения апостола Фомы, провела молитвенное стояние. Только в Краснодаре на площади перед Войсковым собором святого благоверного князя Александра Невского собралось более 20 тысяч человек, а еще наши миряне поехали в Москву, где приняли участие во всероссийском стоянии.

Пока еще миряне мало представлены в информационном пространстве, но это, наверное, инерция журналистов, которые предпочитают священника в облачении интеллигентному мирянину. Хотя мне думается, что в дискуссиях гораздо предпочтительнее, чтобы о ценностях веры говорили именно миряне. И не только потому, что они составляют большую часть Церкви, но и потому, что возникает равноправный диалог сторон, при котором невозможно упрекнуть в отстаивании чести мундира или корысти. Вот, может, «Вольная Кубань» станет первой газетой, которая представит кубанскую интеллигенцию именно с этой стороны — со стороны отношения к православию?

— К этому же вопросу примыкает и другой: о создании в Краснодаре центра современного искусства Гельмана. Епархия уже высказалась об этом центре и о самом галеристе. Однако многие до сих пор не ведают, какой вред обществу, его духовной составляющей могут нанести экспонаты этого «искусственного центра». Как открыть им глаза, Владыка?

— «Имеющий уши слышать да слышит!» (Мф. 11:15). Этот призыв Господа указывает на то, что физическая способность слуха совсем не обеспечивает человеку правильного понимания услышанного. К сожалению, средства массовой информации, особенно интернет-СМИ, в большинстве своем исказили нашу позицию, приписали нам то, чего мы не говорили.

Уже после известных событий на открытии выставки ICONS на имя губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачева представителями краснодарской интеллигенции составлено письмо «против варварства». Письмо довольно взвешенное, показывающее, что между Русской Православной Церковью и интеллигенцией нет противоречий, хотя кое-кому очень бы хотелось, чтобы они были. Подчеркну, что Екатеринодарская епархия не имеет никакого отношения к организации несанкционированной акции возле выставочного зала. Скорее эта акция была на руку самому Гельману, который теперь выставляет себя в качестве жертвы, а Церковь — в качестве гонительницы искусства вообще. Я сожалею, что на провокацию поддался один из представителей духовенства. И пусть он пришел без облачения, это не снимает с него сана и ответственности за свое поведение.

Хотя современное искусство мне не близко, я считаю, и эта позиция совпадает с мнением большинства духовенства епархии, что музей современного искусства, который стал бы диалоговой площадкой, нужен в Краснодаре, но зачем привлекать для этого человека, который своими делами сеет раздор в обществе? На выставках, которые Марат Гельман организует в своей галерее, есть такие экспонаты, которые выходят не только за границы христианской морали, но любой морали вообще. Как следует из письма, кубанская интеллигенция не хотела бы у себя в крае подобной «нецензурной креативности». В общем, нам есть о чем говорить — в спокойной и взаимно доброжелательной обстановке, и при этом слышать друг друга.

— Сегодня весь православный мир отмечает день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мы искренне поздравляем нашего Пастыря, сделавшего так много для возрождения духа христианства в России! Вы как один из иерархов Русской Православной Церкви лучше нас знаете о его делах. Расскажите: какой он, наш Святейший?

— Мне посчастливилось учиться в Ленинградской духовной семинарии и академии со старшим братом Святейшего Патриарха Кирилла — Николаем, впоследствии протоиереем и профессором ленинградских духовных школ, а потому я могу судить, какой мощнейший духовный импульс был дан в семье обоим братьям. Отец их стал священником, имея светское образование и занимая должность главного механика завода. В конце 1930-х годов он был осужден, прошел лагеря. Уже после войны его рукоположили, и мне посчастливилось с отцом Николаем проходить богослужебную практику под руководством священника Михаила Гундяева. Сам безмерно преданный Церкви, он и у детей воспитал верность Церкви, что называется, от младых ногтей. Не случайно на будущего Патриарха обратил внимание митрополит Никодим (Ротов), который для меня и до сих пор является примером и образцом служения православию.

Думаю, именно всецелое полагание себя на служение и есть отличительная черта нашего Святейшего патриарха Кирилла. Я вижу Промысел Божий в том, что Первозванная Кубань праздновала 1000-летие Крещения Руси вместе с будущим Патриархом — он тогда приехал в Краснодар и возглавил торжества. Он же освящал возрожденный Войсковой собор святого благоверного Александра Невского. Я желаю Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу по молитвам его небесного покровителя святого равноапостольного Кирилла неоскудевающей помощи Божией в несении патриаршего подвига. Думаю, в свете событий последнего года всем стало ясно, что это действительно подвиг — нести самоотверженное служение в условиях настоящей информационной войны — коварной, вероломной и жестокой.

— Святый Владыка! Зададим Вам, может быть, и неудобный, но очень важный и трепетный вопрос. Ведь среди всех слоев кубанского общества ходили, да и до сих пор ходят слухи о том, что Владыку Исидора хотят перевести в другую епархию. А то и на повышение — в Московскую патриархию. Пожалуйста, успокойте нас, Ваше Высокопреосвященство: кубанская земля остается для вас по-прежнему родным домом?!

— Во-первых, хочу сказать всем кубанцам, что за четверть века я действительно сроднился с кубанской землей, понял своеобразие характера ее жителей, который во многом отличается от среднерусского, и высоко ценю мужественную, можно даже сказать, героическую веру казаков.

Однако, во-вторых, нужно понять и принять, что служение Церкви осуществляется там, где тебя поставила Церковь, а не там, где ты хочешь.

Ну и в-третьих, разъясню одну путаницу: Московская патриархия — это орган управления, который возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Так что никакого перевода «на повышение» в Московскую патриархию просто не может быть.

Желаю всем дорогим землякам, чтобы Господь даровал вам все благое и потребное для жизни достойной и праведной. А всем сотрудникам газеты «Вольная Кубань», которую я недавно поздравлял с 95-летием, позвольте еще раз пожелать через дар слова нести в мир свет истины и добро.


Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии