Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

«Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит».
Псалом 36

С этого храма началось возрождение всего комплекса Свято-Михайловского собора. Первоначально он был задуман как часовня, но уже в ходе проектирования по благословению Владыки Николая его увеличили до нынешних размеров. В самом начале все делалось усердием верующих без налаженного финансирования и материально-технической базы. Эту незаметную, но самую трудную работу, когда храм надо поднять из земной грязи, взяла на себя Ольга Федоровна Зорина, в те времена - директор городского Треста банно-прачечного хозяйства. Получив чудесное вразумление о необходимости восстанавливать величественный собор, стоявший когда-то на соседствующем с Трестом БПХ возвышении, она обратилась к Архиепископу Николаю. Владыка сказал, что это от Бога, и благословил Ольгу Федоровну на доброе дело. Она добилась отвода земли под весь комплекс будущего собора, искала пожертвования на проектирование, инженерно-геологические изыскания, археологические раскопки, немалое время провела в архивах, разыскивая исторические документы. Работники треста установили поклонный крест и памятные знаки на местах будущих собора и Казанско-Богородицкого храма, а закладной камень под храм она доставала из Ижевского пруда своими руками. Многие из «сильных мира сего» претендовали на этот пустующий участок в самой престижной части города, но Бог хранил его, и главный архитектор города Петр Петрович Берш так никому и не разрешил его занять. Ответ был всегда один: «На этом месте стоял грандиозный храм, и что мы ответим потомкам, если они когда-то захотят его восстановить?» Михаил Тимофеевич Калашников тоже не принял идею строительства музея оружия на этом участке.
Мощной духовной поддержкой в начатом деле стал крестный ход, пришедший из Свято-Александро-Невского собора, и панихида по погибшим в Великой Отечественной войне землякам, состоявшиеся 9 мая 1995 года.
К строительству приступили в 1996 году с перенесения коммуникаций «Ижводоканала», стоившего больших усилий и немалых денег. Эта работа также была выполнена благодаря хлопотам О.Ф. Зориной.
Разработка котлована была начата 22 мая 1997 года, в день 70-летия Владыки Николая. Он благословил группу прихожан на ежедневное чтение акафиста у поклонного креста перед иконой Божией Матери «Казанская». Без молитвы в таком деле не обойтись. Ежедневное чтение акафиста продолжалось все четыре с половиной года до завершения строительства храма, всего было прочитано более 1600 акафистов. По праздникам духовенство служило здесь молебны. Участницы того незабываемого молитвенного стояния трудятся теперь в разных храмах города «во славу Божию», то есть бескорыстно и в полной безвестности. О.Ф. Зорина обращалась за помощью ко многим людям, и почти все помогали, главным образом, стройматериалами и техникой. Директор завода ЖБИ Сергей Иванович Кузнецов помогал бетоном. Руководители городских коммунальных предприятий присылали технику. Строительное управление № 8, которое переживало тогда труднейшие времена, изготовило по решению Николая Никифоровича Шишкина все арматурные каркасы фундаментов. Он рассудил, что положение Управления - хуже некуда и осталась надежда только на Бога. Руководители частного предприятия, строившего храм, были поражены, получив от почти полностью разорившегося конкурента такое большое пожертвование. С точки зрения человека с линейным мышлением это действительно «экономический абсурд» - бесплатно отдавать последнее. Но в Церкви иная логика, Небесная. Не прошло и двух лет, как дело восстановления всего огромного комплекса собора перешло под начало именно этого строительного управления! В начале ноября 1997 года наступил один из самых критических моментов стройки: надвигались двадцатиградусные морозы, и только что залитый фундамент мог замерзнуть. Выручили нефтяники из «Ижевскнефти». Раис Мусагитович Сулейманов прислал технику «в порядке исключения, видя безвыходное положение» – и фундамент был спасен. На благотворительных началах работал и подрядчик – фирма «Мастер» из г. Воткинска. Каменщики этой фирмы из бригады Василия Васильевича Рогознева работали точно и аккуратно, как хирурги. В ходе строительства изменялись и сами люди, они приходили к вере. Один из них после первой же исповеди и причащения получил исцеление от опасной болезни. В 1998-1999 годах на стройке был длительный простой: закончились средства у заказчика. В это время Попечительский совет, старший прораб Виктор Григорьевич Новиков и немногочисленные прихожане организовали охрану стройки от разграбления. А когда 21 июля 1998 года затихшую стройплощадку неожиданно посетил Председатель Госсовета Александр Александрович Волков, прихожане восприняли это как знак заступничества Божией Матери. Именно в день чудесного обретения Казанского Ее образа! Неверующий скажет – совпадение. Но такие «совпадения» случаются только по великой Милости Божией в ответ на горячие молитвы людей. Визит был рабочим, за ним последовала встреча А.А.Волкова с Архиепископом Николаем, на которой велась речь о восстановлении уже всего комплекса Свято–Михайловского собора.
Весной 1999 года на стройку пришли подрядчики из Управления строительства № 8. У них возникло немало трудностей, связанных с почти полным отсутствием опыта работы на подобных объектах. Руководству и рабочим пришлось учиться прямо по ходу дела. И они учились, освоили даже формовку для изготовления наружного декора стен - это уже из разряда скульптурных работ. Эти труды увенчались победой. Храм торжественно открыт 4 ноября 2001 года. Для Ижевска это был первый опыт нового храмового строительства, который очень пригодился в дальнейшем.
Сметная стоимость Казанского храма, составлявшая в нынешних ценах немногим более 7 миллионов рублей, в конце ХХ века казалась неподъемной. Но чтобы набрать эту сумму, каждому из 600 тысяч жителей г. Ижевска достаточно было внести всего по 12 рублей. Это меньше одной бутылки пива! Когда об этом сказали республиканским руководителям, они так удивились, что дважды(!) пересчитали столбиком на бумаге. Ежедневно мы прокуриваем и пропиваем, то есть, приносим в жертву бесам, по одному храму! А заодно и обильно финансируем разрушение собственного здоровья. Потом приходится расходовать немалые деньги на разные, не менее ядовитые «лекарства». Никакие наши жалобы на недостаток денег для храма не могут быть оправданы. Деньги есть, только они широкой рекой текут на оплату греховных удовольствий, низводящих людей в адские пучины еще при земной жизни. Участвуя в храмовом строительстве, мы привыкаем направлять хотя бы малую часть своих средств на Спасение души.
Сейчас в Казанско-Богородицком храме есть воскресная школа, здесь находится база епархиального Отдела образования и религиозной катехизации, который возглавляет протоиерей Андрей Петров. В 2009 году здесь была создана библиотека.
Это единственный храм в нашей епархии, в котором по воскресеньям служится литургия на удмуртском языке. Наиболее чтимые святыни храма – частицы мощей св. блгв. воина Феодора (Ушакова) Санаксарского, святителя Филарета Московского и икона Божией Матери «Исцелительница».
Человек, который искренне поверил в Бога, никогда не сворачивает с избранного пути. Пенсионерка Ольга Федоровна Зорина теперь помогает священнику в психоневрологическом интернате, ухаживает за тяжело больными и немощными людьми. Сказать это легко, а чтобы до конца понять, надо, к примеру, самому помыть хотя бы одного такого больного…