Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Пензенская и Кузнецкая епархия
Адрес новости: http://penzaeparhia.ru/publ-6-890.html

Всем нам – и родителям, и учителям, и чиновникам – нужно понять: только тогда, когда человек воспитан в своей культурной традиции, когда он её знает и уважает, только тогда он сможет с пониманием и уважением относиться к представителям иных религий и убеждений. А значит, преподавание «Основ православной культуры» для российского общества жизненно необходимо: этот предмет, его изучение нашими детьми может послужить к установлению мира в нашем обществе. Но не все, к сожалению, это понимают. На Рождественских чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Обращаю ваше внимание на то, что в школе иногда изучение православной культуры подменяется неким общим религиоведческим курсом, исходящим из секулярного (светского) подхода к религии. В этом случае искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребёнка к традиции, в которой живёт его семья. Нам придётся терпеливо преодолевать эти трудности».

Вниманию родителей учеников 4-х классов!

1.Если в классе, где учится ваш ребёнок-четвероклассник, ещё не было родительского собрания, настаивайте на его проведении. Разумеется, руководству школы удобнее ввести в 4-х класса один модуль из шести – один для всех. И вводят. Как показывает практика, чаще всего дают модуль «Основы светской этики» или «Основы мировых религий». Если навязывается модуль, который вы не выбирали, обращайтесь в Департамент образования с заявлением о несоблюдении прав учащихся, со ссылкой на приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов». И помните: если даже только один ребёнок из класса выбрал, к примеру, модуль «Основы православной культуры», директор школы должен обеспечить его преподавание.

2. Почему модуль выбирают родители, а не дети? Потому что согласно Закону РФ «Об образовании», именно родители до достижения детьми 15-летнего возраста являются их законными представителями перед государственными и муниципальными органами, в т.ч. перед школой. Но прежде чем сделать выбор, вы имеете полное моральное право посоветоваться со своим ребёнком.

3. «Хочу изучать этику», – говорит, допустим, ваш ребёнок. Объясните ему, что «этика» – это совсем не «этикет», изучающий правила поведения за столом и в общественных местах. Это мировоззренческая платформа, на которой строится атеизм. Это атеистическая мораль – «обезбоженная нравственность», как сказал об этом Святейший Патриарх Кирилл. К тому же учебник по основам светской этики содержит множество специальных наукообразных терминов, непонятных школьникам 4-5 классов, учебник потребует от учителя адаптации текстов и определений к возрастному уровню восприятия школьников.

4. «Разделение класса по группам для изучения модулей курса ОРКСЭ испортит детей, посеет вражду между ними», – такой аргумент выдвигают противники религиозного образования в школе. Но ведь десятки лет классы делятся на группы для изучения иностранных языков – и ничего. Так же и здесь. Эксперимент не выявил разногласий между детьми, изучающими основы разных религий, тем более, что в начале, середине и конце каждого курса во всех группах изучаются общие темы, рассказывающие о всех традиционных религиях России.

5. «Зачем детей учить молиться? Что может дать детям изучение основ православной культуры?» – нередко раздаются и такие вопросы. Родителям надо знать, что в рамках этого предмета детям раскрывается лишь культурологический аспект Православия. Никто не станет заставлять детей креститься, ходить в храм, молиться, поститься. Дети научатся видеть, что «вся истинная культура нашего народа, всё лучшее, что им создано, пронизано глубокими христианскими смыслами, соприкосновение с которыми возвышает человека, делает его лучше, чище, нравственнее. Это убережёт их от деструктивных псевдорелигиозных течений и сект. Это же вопрос национальной безопасности! Понимание того, что свобода – это не вседозволенность, а возможность выбирать между грехом и добродетелью, что любовь – это не распущенность, а дар Божий, что счастье – это не временный «кайф», разрушающий личность, а радость от того, что ты являешься частью Божьего мира, и можешь послужить этому миру теми дарами и талантами, которые тебе даны, что жизнь – это не временное явление, ограниченное датой рождения и смерти, – всё это многих наших детей убережёт от нравственных падений и от непоправимых бед» (владыка Меркурий).

6. «Почему на этих уроках не ставят оценок?» На уроках по основам православной культуры напрягается нравственное чувство ребёнка, которое, как правило, в семьях загружается мало: он будет учиться следовать принципам добра. А мотив нравственного поступка не может оцениваться в баллах. Вот поэтому и существует система зачётов, а совсем не потому, что предмет этот какой-то второстепенный, не важный.

7. «Чем родители могут помочь в изучении курса?» Во-первых, ответственно отнеситесь к выбору модуля (предмета) в рамках курса ОРКСЭ, понимая, что Вы выбираете мировоззренческую основу для своего ребёнка, на которой он будет строить свою жизнь. Кроме того, этот выбор не должен вступать в противоречие с теми принципами, которыми живёт Ваша семья. Во-вторых, Ваше непосредственное участие понадобится при подготовке домашних заданий и совместных проектов, которые ребёнок не сможет выполнить без помощи взрослых. Например, изучение своей семейной родословной и т.д. Ваше участие и Ваша помощь будут очень ощущаться, если Вы станете проявлять интерес к тому, что изучает в школе Ваш ребёнок. Это будет его стимулировать. Вам также будет не только интересно, но и полезно вникнуть в суть изучаемого материала, тем более что тематика предметов касается вопросов морали и нравственности.

"Пензенский православный собеседник" №9 2012г.