Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

На официальном сайте Прокуратуры Новосибирской области появилась информация о прокурорской проверке одной из социальных гостиниц общественной благотворительной организации «Линия Жизни». В результате проверки были выявлены нарушения, которые по требованию прокуратуры были быстро устранены.

Однако в некоторых новосибирских СМИ эта безобидная информация была представлена как нечто, вскрывающее серьезное правонарушение со стороны руководителей «Линии Жизни». По словам руководителя благотворительной организации Бориса Кислого, журналисты начали сравнивать режим, установленный в социальных гостиницах благотворительной организации, с тюремным режимом, а существующие порядки – чуть ли не злостным нарушением основных конституционных прав граждан.

«Представители только одного городского телеканала позвонили нам, договорились о встречи, приехали, задали вопросы, поговорили с проживающими в гостинице, и в результате дали объективную информацию о происходящем. Остальные же журналисты лишь прилепили нам ярлыки», - сказал Борис Кислый.

С годами в социальных гостиницах организации «Линия Жизни» выработался ряд требований к проживающим, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. «Это особый контингент – подчеркивает Борис Кислый, - многие злоупотребляли алкогольными напитками, употребляли наркотики, большинство проживающих отбывали различные сроки наказания в местах лишения свободы. Чтобы избежать эксцессов с их стороны, мы ввели ряд запретов. В частности, у нас запрещено хранить алкогольные и табачные изделия, иметь без разрешения при себе деньги, драгоценности, запрещены интимные внебрачные отношения, запрещено выходить за территория социальной гостиницы, не поставив в известность администрацию, и так далее».

Однако, как оказалось, такого рода запреты не законны. Руководство гостиницами не может запретить хранить табачные изделия и спиртные напитки, но имеет право не разрешать курить в помещении или находиться в гостинице в нетрезвом состоянии, поясняет Борис Кислый. То есть, по его словам, правильнее говорить не о нарушениях в организации «Линия Жизни», а об отдельных неверно сформулированных пунктах уставных и нормативных документах организации.

«Мы даже благодарны прокуратуре за то, что она указала нам на нашу недоработку, потому что все, что мы делаем, должно быть в рамках закона», - признается Борис Кислый. Он также просит всех журналистов, прежде чем они будут обнародовать свои материалы, стараться согласовывать их со специалистами, потому что существует масса нюансов, которые журналистами могут быть неверно истолкованы.

Тем не менее, проведенная прокурорская проверка вскрыла серьезную проблему, о которой говорит администратор Новосибирского Епархиального комплексного центра для бездомных людей «Сотвори милость» Вениамин Деменко:

«Обращает на себя внимание тот факт, что прокуратура в своем протесте в основном ссылается на Конституцию Российской Федерации, и не на один федеральный закон или постановление правительства. Значит, это говорит о том, что в нашем законодательно-правовом поле существует определенный пробел, который не дает возможность регламентировать деятельность социальных учреждений на местном или на федеральном уровне. Поэтому каждое учреждение вправе издавать свой локальный акт или устав».

«Как известно, даже в серьезно проработанных законах, вносимых на рассмотрение в Государственную Думу, существуют недоработки, чего же ожидать от локального акта, разработанного на местном уровне юристом некоего учреждения?» – разводит руками Деменко.

Вениамин Деменко сказал, что ныне действующий федеральный закон о социальной защите населения, был принят в 1995 году. «Каждый закон должен пересматриваться через определенный срок – таков порядок, - говорит Деменко. – И этот конкретный закон уже требует доработки. В нем есть простые положения, в том числе о социальных учреждениях, например, говориться о том, что социальными учреждениями могут быть любые учреждения, оказывающие социальные услуги, не зависимо от их форм собственности. Но этого явно недостаточно, практика показывает, что в закон пора вносить существенные дополнения, разъясняющие работу тех или иных специальных учреждений с определенной категорией граждан, например с бездомными».

Что касается прокурорской проверки социальной гостиницы организации «Линия Жизни», то Вениамин Деменко, так же как и Борис Кислый, считает, что «те требования прокурора, которые были выдвинуты в отношении Инструкции по приему и пребыванию в социальном учреждении «Линии Жизни», касались не конкретных нарушений конституционных прав граждан, а всего лишь некорректных формулировок».