В Рождественском интервью для сборника «Душа – встреча с Господом», состоявшемся 6 декабря 2012 г., Митрополит Тихон рассуждает об итогах и событиях уходящего года и делится планами на новый, 2013 год.
– Ваше Высокопреосвященство, разрешите от всей души поздравить Вас с наступающим Рождеством Христовым и пожелать крепкого здоровья, Божией помощи и успехов в Вашем высоком архипастырском служении. Каким Вам запомнился уходящий 2012 год, и что в нём произошло особенного?
– Самое главное – это, конечно, разделение нашей епархии и создание митрополии. Много было хлопот, связанных с определением тех районов, которые отойдут каждой епархии, с поставлением новых епископов. Сложность этого разделения в том, что райцентры у нас бедные, и у них нет таких средств, как в Новосибирске. А это должны быть полноценные епархии: им нужны свои епархиальные управления, транспорт, жилье, канцелярия, сотрудники, охрана, водитель. Но я должен сказать, что это были приятные хлопоты. Когда созидается что-то новое, всегда есть надежда, что это не напрасные труды. Создание Митрополии – дело важно, нужное и, самое главное, своевременное. Потому что невозможно управлять дальними селами, работая в Новосибирске.
Сейчас везде активизировалась духовная жизнь. За те 20 лет, что я на Новосибирской кафедре (с 90-го года) покрестили почти миллион человек. Естественно, что люди верующие, прежде всего, заботятся о том, чтобы у них был храм. Мы каждый год ездим по области с поездом «За духовное возрождение России», работает корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный» и два автопоезда. Люди сотнями крестятся в вагоне-храме, на корабле, во время работы автопоезда, хотя есть и свои храмы в райцентрах. Селянам хочется, чтобы храм был ближе. Заметно, что в этом году очень много крещений в наших миссионерских поездках. Только в поезде в этом году покрестили 2,5 тысячи человек.
Как я могу управлять приходами в Чистоозерном или Купино? Туда собраться только и доехать – уже целое событие. Поэтому новые епископы – они и помоложе меня, и более активные люди. Они уже побывали во всех своих райцентрах, посетили все храмы, знают, какие там проблемы. Естественно, они обращаются часто и ко мне: просят материальной поддержки, советуются по вопросам кадров, мы вместе уже проводили мероприятия в епархиях. У нас хорошие деловые контакты с Владыками. Это положено и по Уставу: они должны подчиняться Митрополиту.
О том, что будет разделяться епархия, объявили в конце прошлого года, уже годовщина того, как мы впервые услышали об этом. У нас создан Архиерейский Совет, и мы много времени проводим над решением проблем, связанных с устройством Митрополии. Сейчас вопросов стало меньше: видно, что Владыки успешно трудятся. Мы новые епархии закрепили за нашими крупными монастырями, чтобы они помогали им материально. В епархиях везде продолжается строительство, и уже поступают сигналы, что Владыки активизируют своих священников, и там, где стройки остановились, они возобновлены. Прошли первые хиротонии в новых епархиях, рукоположены священники и диаконы.
– Ваш взгляд на события, происходившие в обществе и Церкви в этом году. Особенно много было разговоров по поводу скандала в Храме Христа Спасителя.
– У нас создан Пресс-центр и Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, и сотрудники стараются решать возникающие проблемы. Считаю, что мы избрали правильный путь. Наши молодые церковные люди решили провести встречи с либеральной и левой молодежью – несколько круглых столов – и добились очень хороших результатов: ажиотаж вокруг «P**** R***» затих.
В советское время, когда вражда к Церкви насаждалась именно государством, не только закрывали храмы и расстреливали священников. Совершенно невозможно было что-либо прочитать и узнать о Церкви. Духовная литература не издавалась. Выходил только «Журнал Московской Патриархии» очень маленьким тиражом и только для священнослужителей. Все это государство контролировало, и главным оружием в борьбе с Церковью у советского государства было невежество. Люди ничего не знали о Церкви, не могли прочитать Евангелие, не могли побеседовать со священником, запрещалось крестить детей, запрещалось причащать детей, не было воскресных школ, нигде не изучалась религия, кроме трех семинарий и двух академий. И такое дремучее невежество порождало негативное отношение к Церкви.
Нынешнее медиапространство тоже создаёт атмосферу нетерпимости к Церкви. Исключается все положительное. В 1995-2000 годах мы проводили в Москве мониторинг средств массовой информации: 95% негативных публикаций против Церкви, 5% нейтральных, положительных нет совсем. Т.е. вокруг Церкви специально создается недоброжелательная атмосфера, чтобы люди не знали, что Церковь несет с собой в мир: духовную культуру, идеалы красоты духовного человека. Они стараются как можно больше грязи вылить на Церковь, выискивают и публикуют самое негативное о Церкви: часы заметили, машину у кого-то... Как будто только из этого состоит церковная жизнь! Поэтому нынешняя молодежь, которая за эти 20 лет выросла, тоже росла в атмосфере духовного невежества. И она озлоблена против Церкви, думает, что в Церкви всё плохо, сама не зная даже истории Церкви и её учения. С этими молодыми людьми мы провели несколько бесед, всего несколько – и они стали нашими сторонниками. Они, возможно, остались при своих убеждениях, как атеисты или либералы, но они поняли ценность церковного учения, ту духовную культуру, которую несёт Церковь в общество. И теперь они, я думаю, будут поддерживать духовно-нравственное влияние Церкви на общество. Есть, конечно, люди, которые преданы духу воинственного безбожия, но таких в настоящее время, к счастью, единицы. А те, которые были в неведении, сразу поняли, где правда, а где ложь. Эта агрессия против Церкви очень быстро разрушается при просвещении.
– Было еще много разговоров про выставки в нашем городе, в частности, о выставках Пабло Пикассо, «Родина».
– Я думаю, что эти выставки – не столько художественное действо: это политизированные мероприятия, которые подрывают силы государства. Нельзя сказать, хорошо или плохо, красиво или некрасиво? Также художники обычно говорят: «Я вот так воспринимаю мир». Дело не в том, как я воспринимаю. Если человек рисует, не учитывая духовной традиции, он разрушитель основ общества. Он убивает души других людей. Он выбрал себе такой путь: осмеивать добро, уничтожать прекрасное. Наверное, это его дело. Есть люди на земле, которые избрали путь зла. А есть люди, которые избирают добро, созидание прекрасного, сохраняют базовые духовные ценности.
– Много было сделано в этом году по разъяснению родителям и педагогам необходимости введения в школы курса «Основы Православной культуры». Было проведено много мероприятий, конференций.
– Я надеюсь, что в наших школах предмет «Основы Православной культуры» принесет большую пользу ученикам, их воспитанию как ответственных и совестливых граждан России. Духовная культура говорит о нравственном законе. Этот предмет должен дать понятие о водоразделе человеческой мысли на добро и зло. Школьники должны научиться воспринимать добро и зло традиционно, как учат религии. То, что соответствует Божественному нравственному закону, – это добро; то, что не соответствует, – зло, от этого выбора или деградирует, или совершенствуется человеческая личность. Вот, что нужно знать и понимать. Поэтому согласование Божественного нравственного закона с голосом совести является основанием духовной культуры. Основы Православной культуры – тот предмет, который поможет нам выйти из проблем, охвативших наше общество.
В августе был Съезд работников образования Новосибирской области. Министр образования хорошо говорил о подготовке школ к 1-му сентября, о современном оборудовании и о зарплате. Когда мне предоставили слово, я сказал: а где же ученик? Не выбрасываем ли мы с водой ребенка? Мы же ничего не говорим об учащихся. Кого мы воспитываем? Если мы растим лидеров, успешных людей, то как же быть с неуспешными? Эту проблему нужно решать в первую очередь. А человек успешный, но безнравственный, – это горе для всей страны, он может принести обществу много зла.
Сейчас нас всюду приглашают в разные организации. Мы говорим с учителями о духовности и нравственности. У нас полуторамиллионный город, город науки, но где у нас есть магазин, в котором продается духовно-нравственная литература? Такого нет. Поэтому разговоры о духовности и нравственности – в основном, это пустой звук. И только у Церкви есть такая литература.
Духовность и нравственность – это не правила поведения, это плоды религиозной жизни. Человек молится, участвует в церковных Таинствах, читает духовную литературу, делает добрые дела. Плоды этого – духовная культура. Человек духовный ведет себя соответственно: он не обижает других людей, не ворует, не пьет, не впадает во всякие зависимости, потому что он живет полноценной, нормальной жизнью. Духовность и нравственность – это норма жизни, не что-то сверхъестественное. Но, не участвуя в жизни Церкви, человек не может стать духовным и нравственным. В Новосибирске, на Красном проспекте, мы видим, что напротив детско-юношеской библиотеки расположен магазин непристойных товаров. Оказывается также, что Новосибирск на первом месте в России по количеству пивных на душу населения. Во многих странах мира магазины с сомнительными товарами расположены в переулках или в отдаленных районах, а иметь их на главном проспекте – это, конечно, плохой показатель. И вывески почти все на иностранных языках, будто мы живем за рубежом.
В этом году декабрьские Рождественские чтения называются «Традиционные ценности и современный мир». Мы будем вести разговор о традиционной нравственности, о традиционной культуре. Почему нужна эта культура? Мы не говорим, что все должно стоять на месте. Но базовые ценности должны оставаться, фундамент должен быть прочным, вековым. А сверху можно строить любое здание – самое современное или стилизованное. Фундамент никогда из моды не выходит, он должен быть серьезным, надежным, проверенным.
– Сейчас налаживается диалог между Церковью и государством. Во многом это благодаря деятельности епархии, общественным организациям, объединяющим церковных и светских людей.
– Государство поощряет инициативу общественности, потому что сейчас очень важно, чтобы народ почувствовал себя хозяином страны. Да, мы разные, разных национальностей и идеологических убеждений, но мы граждане одной страны. И уже ушли те времена, когда государственная идеология, линия одной партии господствовала в стране. Сейчас такое время, когда наш народ строит свободное общество. Это невозможно без гражданской инициативы. Людям хочется видеть всю свою страну процветающей, возрождающейся. А для этого требуется активность. Государство должно помогать молодежи участвовать в строительстве будущего.
Сейчас мы уделяем большое внимание молодежному движению. Молодежные лидеры каждого прихода должны быть в контакте между собой. У нас ещё не хватает опыта, не хватает общих дел. В Епархии есть молодёжный лагерь, многие лидеры учились в Москве на молодёжных мероприятиях. Надо теперь переносить эти знания на нашу почву, в нашу действительность. На данном этапе, на мой взгляд, Православная молодёжь не очень активна. Надо самим проявлять инициативу, самим идти к настоятелю, а не ждать от него указаний. Молодежь должна заниматься просветительской миссией, организовывать в своих коллективах богословские кружки.
В этом году юридически оформился Союз Православных педагогов. Православных педагогов много, и надо, чтобы у них была возможность встречаться, общаться, у них должны быть общие дела. Нужно проводить беседы не только с нецерковной молодёжью, а самим собираться и беседовать между собой, повышать свой богословский уровень, самим уяснить вопросы, которыми интересуется современная молодёжь. Чтобы мы не были в своем приходе, как в тепличке, надо обращаться к холодному миру, который не знает Христа, на соответствующем уровне.
Еще одна Православная организация – Союз Православных женщин. Мне нравится, как они работают, они уже обратились с некоторыми письмами к руководству города и области, к новосибирцам. Отклики на создание этого Союза и его деятельность хорошие – и Полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе Виктора Александровича Толоконского, и Губернатора области Василия Алексеевича Юрченко: они встречались с активистками. В гимназии Академгородка была проведена конференция, посвященная Году российской истории, в которой принял участие В.А. Толоконский.
Православная молодежь обратилась с письмом в мэрию с просьбой о наименовании улиц в честь пострадавших в советское время священников. Пришел отказ. Но в нынешнее время голос общественности будет набирать силу, и чиновникам придётся считаться с пожеланиями народа.
Также был организован клуб «Историко-культурное наследие России». Мы решили объединить и мужчин-новосибирцев, потому что многие из новосибирской элиты с вниманием относятся к Церкви. Конечно, они не пойдут в воскресную школу, им невозможно поступить в богословский институт или на курсы. Но они хотят знать свою культуру и историю. И мы решили в течение Года российской истории говорить об этом. Пригласили выступить на заседаниях клуба священника Димитрия Долгушина, диакона Димитрия Цыплакова, протоиерея Бориса Пивоварова, чтобы они раскрыли тематику Года российской истории: Отечественная война 1812 года, преодоление Смуты 1612 года, 1150-летие Российской государственности. У нас было уже четыре заседания. В клубе около 40 человек. Они с удовольствием слушают, мы показываем слайды, рассказываем, как эти события отразились в дальнейшей русской истории. Стараемся раскрыть духовную сущность этих событий. Для многих из присутствующих прояснились эти страницы родной истории, стало понятным, почему в таком направлении стала развиваться Россия. Например, в 1612 году наши предки не согласились поставлять польского короля управлять Россией, и Россия сразу расцвела: пошли на Восток, начали осваивать сибирские земли, Россия укрепила все свои границы, началось развитие науки, техники. Она стала могущественным государством, хотя в 1612 году даже управлять страной было некому. И народ, объединившись, нашел в себе силы создать новое правительство в Ярославле, начали чеканить свою монету, собрали воинов, освободили Москву и стали самостоятельным процветающим государством. Я думаю, что история воспитывает. И в этот Год российской истории мы провели много конференций, много встреч, постарались объединить нашу Православную церковную общественность именно на основании Года истории. Было сделано очень важное дело.
– Можно ли уже определить какие-то планы митрополии на 2013 год?
– Этот год был годом 75-летия Новосибирской области, в следующем мы будем отмечать 120-летие города Новосибирска, 90-летие Епархии, 100-летие Вознесенского кафедрального собора. Поэтому мы уже готовимся, создаем оргкомитеты этих празднований. Вместе с мэрией готовим программу общегородского праздника: нас пригласили к участию. Сейчас будем издавать литературу к 90-летию епархии и к 100-летию кафедрального собора. Закажем памятную медаль (сейчас разрабатывается эскиз). Договариваемся, чтобы провести кинофестиваль «Русское зарубежье». Думаю, этот фестиваль поможет нам прикоснуться к той культуре, которую сохранили наши соотечественники за рубежом. Устроители фестиваля – москвичи, но мы уже здесь договорились с Министерством культуры о финансировании фестиваля.
– Владыка, скажите нашим читателям несколько теплых, напутственных слов.
– Мы понимаем, что Новосибирск – особый город, здесь было очень мало храмов. Епархия организована в 1924 году, когда вся духовная жизнь сворачивалась, закрывались храмы, уничтожались священнослужители, библиотеки. Поэтому возрождение – это долгий процесс, он не может пройти за какое-то короткое время.
Сознание людей должно измениться, и особенно сознание журналистов, работников СМИ. Хотелось бы, чтобы мы преодолевали то невежество, которое насадила относительно духовной культуры советская власть. Невозможно, открыв железный занавес нашей страны, опустить этот занавес перед Русской Православной Церковью. Мы чувствуем, что Церковь не хотят пустить в наше современное общество, пытаются всячески ее отгородить, сделать для нее гетто, чтобы она занималась только молитвой в стенах храма.
Русская Православная Церковь, несмотря на то, что информация идет о ней негативная, делает очень большую работу по насаждению добра в нашем обществе – миролюбия, человеколюбия, сострадания, терпения. Мы занимаемся с наркозависимыми, детьми-сиротами, больными, военными, заключенными, с преподавателями – нет сфер жизни, куда бы не входила Церковь. Нас приглашают в коллективы, потому что без этого уже не может существовать общество. И только человек недалекий может этого не видеть. У нас не хватает священников, помещений, возможностей, средств. Но время не терпит, именно сейчас Церковь как никогда нужна нашему народу: с её словом утешения, с тёплыми руками её прихожан, волонтёров, добровольцев, которые идут к нашему страждущему народу.
Церковь работает с самыми незащищенными людьми: с нищими, голодными, больными, лишенными жилья. И народ это видит и откликается. Никакими инспирированиями, подтасовками не зачернишь светлый лик Церкви. Потому что она – это и есть наш народ, который помогает сам себе через добрые дела. Если зло будет побеждать – у нас нет перспективы.
Призываю всех трудиться на благо Церкви, потому что этот труд для нашего народа. В наших центрах для бездомных и реабилитантов находятся люди всех национальностей, всех исповеданий, потому что это наши сограждане, наши соотечественники. Это наши братья и сестры.