Конференцией «Духовно-нравственное состояние современного общества» 15 января в столице Сибири завершились 16-е Новосибирские Рождественские образовательные чтения «Традиционные ценности и современный мир».
Председателем собрания стал известный в стране миссионер и сектовед, вице-президент Российской ассоциации центров по изучению религий и сект протоиерей Александр Новопашин. Послушать докладчиков пришли сотрудники правоохранительных органов и педагоги.
Священник Александр Новопашин зачитал Послание Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона организаторам и участникам конференции. В Послании говорилось, что после падения тоталитарного строя ситуация духовного вакуума, в котором оказались россияне, усугубилась духовным невежеством людей. На территорию России хлынули проповедники так называемых нетрадиционных религий, пытающиеся заполнить этот вакуум своими идеями. И эта экспансия продолжается по сей день.
Православные христиане признают и уважают принцип равноправия религиозных объединений перед законом. Каждый человек волен выбирать ту или иную религию. Или не выбирать никакую. Однако делать этот выбор человек должен с открытыми глазами, сознательно, имея полную информацию о выбираемой вере. Речь идет не о конкуренции Православия с другими религиями, но о той опасности, которая несут людям новые религиозные структуры, подчеркивалось в Послании. Не случайно деятельность сект направлена, прежде всего, на молодежь, искренне ищущую смысл жизни, исполненную жаждой духовности, но, к сожалению, не имеющую достаточного жизненного опыта и зрелости, чтобы вовремя распознать эту опасность. Отсутствие достаточной информации о сектах, их методах и приемах работы в данном случае особенно пагубно, считает Владыка.
Что же касается самих проповедников лжерелигий, то они открыто выступают в средствах массовой информации, в концертных залах, в домах культуры и на стадионах; распространяют свою литературу; организуют свои издательства; открывают школы и курсы; финансируют обучение молодых людей за рубежом; оказывают населению гуманитарную помощь, которая сопровождается пропагандой их воззрений; проникают в светские школы и высшие учебные заведения. Некоторые «новые религиозные движения» создают организации, в названиях которых используют слова «церковь» и «христианство», чтобы вводить людей в заблуждение. Так, «Церковь Муна» руководит движением «Христиане мира за единство и социальные действия», однако эта структура ничего общего с христианством не имеет.
В своем Послании Владыка напомнил, что еще в 1994 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял специальное определении о псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме, в котором, в частности, говорится, что «эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой». К этим движениям относятся «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» («секта Муна»), «Новоапостольская церковь», «Церковь Христа», «Церковь сайентологии Хаббарда, «Церковь святых последних дней» (мормонов), «Международное общество сознания Кришны», «АУМ Синрике», «Трансцендентальная медитация», различные направления учений «Новой эры», «Эры Водолея», «Свидетели Иеговы», неопятидесятнические движения, неоязыческие культы.
Священноначалие Русской Православной Церкви не благословляет православных христиан участвовать в мероприятиях, организуемых тоталитарными сектами. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимым с христианством идей, предупреждает Владыка Тихон. Признавая и уважая право каждого человека на свободу совести и вероисповедания, Владыка отмечает, что именно этой свободы лишают своих последователей лидеры тоталитарных сект, весьма болезненно реагирующих на любую критическую информацию в свой адрес. Своих оппонентов они подвергают жестокой травле, включая запугивание, психологическое давление, сбор компрометирующих материалов, клевету и непрекращающиеся судебные иски.
Призывая на организаторов и участников конференции Божие благословение, Владыка призвал всех дорожить той свободой, которой Господь наделил каждого человека. Заканчивалось Послание словами Святого Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф.7:15).
Огласив приветственное слово Владыки Тихона, священник Александр Новопашин выступил с докладом об активном продвижении сектантских организаций во властные структуры.
«Тема не нова, я бы даже сказал, что она стара, как мир. Мысли об абсолютной власти над людьми, независимо от того, придерживаются они идей секты или нет, присутствуют у всех без исключения организаторов деструктивных культов, - сказал священник. - Однако политическая или государственная власть дает огромные возможности для распространения своих идей. Именно поэтому секты во всем мире рвутся к власти».
Священник рассказал, что японская тоталитарная секта Сока Гаккай создала политическую партию «Новая Комэйто», которая в прошлом году получила в нижней палате 31 место. В Корее на роль мирового политического лидера все эти годы вплоть до своей кончины в 2012 году претендовал «преподобный» Мун. В 2012 году потомственный мормон Митт Ромни чуть не стал новым президентом США.
Все это не чуждо и для России, в частности Сибирского региона. Многие помнят всенародную партию мирной воли «Единение», которую возглавлял отставной генерал Константин Петров. «Согласно заключению последних международных научно-практических межконфессиональных конференций партия генерала Петрова - псевдопатриотическое общественное движение оккультного характера и входит в число наиболее опасных деструктивных культов, одной из главных целей которой является физическое уничтожение Православной Церкви», - сообщил священник Александр Новопашин.
Генерал Петров скончался в 2009 году на 64-м году жизни, однако дело его живет. Священник рассказал, что в Новосибирске действует Информационно-методологический Центр «Трезвый город», сотрудники которого читают лекции о трезвом образе жизни. Казалось бы, благое дело, однако в пакете предлагаемых ими документов специалисты Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства обнаружили Информационный листок «Концептуально-мировоззренческие проблемы системы Российского образования». Это работа Виктора Ефимова – ректора государственного Санкт-Петербургского Аграрного Университета, доктора экономических наук, кандидата технических наук, профессора, члена Совета ректоров ВУЗов С-Петербурга. А также одного из создателей «Концептуальной партии “Единение”» - структуры тоталитарной секты генерала Петрова. По словам священника, дальнейшее разбирательство позволило установить, что в Новосибирске на базе Информационно-методологического центра (ИМЦ) «Трезвый город» проводятся обучающие семинары по основам мировоззрения секты.
В прошлом году в Министерство юстиции РФ были сданы документы на очередную регистрацию партии «Единение».
Активизировались в последнее время и последователи неоязыческой секты «Анастасия» (движение «Звенящие кедры России»). Они собираются провести съезд своей политической «Родной партии», о чем уведомили Минюст.
«Если члены «Родной Партии» верят в мифическую Анастасию, то лидер партии «Воля» утверждает, что защитит россиян от рептилий с планеты Нибиру», - сказал священник, и поскольку аудитория отреагировала относительно спокойно на это сообщение, добавил, что еще лет десять-пятнадцать назад такое известие вызвало бы гомерических смех в зале, однако сегодня люди, по-видимому, и уже не такое слышали. Минюст зарегистрировал партию «Воля», ее представитель уже работает в Новосибирске. Руководит партией самарская целительница Светлана Пеунова. Говорят, однажды она усилием воли остановила нашествие саранчи на Самарскую область, и теперь администрация Самарской области должна быть ей премного благодарна. Светлана Пеунова очень активна, она баллотировалась и в Госдуму, и в мэры Тольятти, и в Самарскую областную думу и, надо думать, в президенты России тоже. То есть в настойчивости ей не откажешь. Священник сказал, что Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС) причисляет центр народной медицины «Путь к Солнцу» Светланы Пеуновой (а теперь еще и целую политическую партию!) к списку наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп.
В последнее время на слуху Международное Христианское Межконфессиональное Движение XXI века. «Это очередное детище секты неопятидесятников!», - предупреждает отец Александр. Он рассказал, что Виктор Мелещук, Президент движения, еще в 2011 году разослал по всем «протестантским церквям» послание, в котором говорит о необходимости создания политической партии. Мелещук обещает, что их партия будет активно выдвигать своих кандидатов в законодательную и исполнительную власть.
Упомянув еще целый ряд тоталитарных сект, которые хотят создать или уже создала свои политические движения, священник Александр Новопашин заключил: «Если в стране не будет принят соответствующий закон о сектах, то можно предположить, что на следующих выборах неопятидесятники, «анастасийцы», «пеуновцы» или еще кто-то смогут проникнуть во власть. Что за этим последует, легко догадаться. Новоявленные депутаты будут представлять только интересы своих псевдорелигиозных тоталитарных организаций, везде и всюду давать им зеленый свет, безжалостно отстраняя всех, кто может этому помешать».
Руководитель Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при Александро-Невском соборе Олег Заев свое выступление начал с цитирования Гитлера. Ничтоже сумняшеся в победе над СССР, Гитлер считал необходимым, чтобы на завоеванной территории «каждая деревня имела собственную секту, развивающую собственное направление о боге. Даже если таким образом в отдельных деревнях возникнет культ колдунов… мы должны это только приветствовать… Сохранить и поддерживать православную церковь неразумно, поскольку она обратится в организацию национального единства».
Олег Заев сказал, что «Россия всегда воевала, и теперь находится в состоянии войны, с той лишь разницей, что противник осознал бесперспективность физических войн… и, сменив тактику, ведет информационную войну, пока что имея преимущество». Он предупредил, что систематически питаясь духовной отравой, человек способен разрушить свой духовный иммунитет до такой степени, что любая ложь будет заходить в него беспрепятственно. По его словам, не нужно дожидаться помощи государства, «мы должны сами о себе позаботиться. Мы должны разобраться в ложности современных учений и укрепить свой духовный иммунитет, познав истину и став свободными» от лжеидей. Он напомнил слова Священного Писания, в котором сказано: «…если пребудете в слове Моем, то вы истинно мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32).
О продолжающихся попытках популяризации оккультизма через системы рукопашного боя рассказал сотрудник Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства, действующий инструктор по рукопашному бою, президент Федерации у-шу Новосибирской области 1994-1995 годов Юрий Рагозин. «Возможно ли религиозное боевое искусство в принципе?» – задает вопрос Рагозин. Иными словами, существует ли особый боевой стиль с набором физической техники и тактических приемов, который можно освоить будучи только представителем определенной религиозной группы? «Нет!», - категорически заявляет Рагозин, ссылаясь на православную анропологию. Рукопашный бой есть всего лишь набор инструментальных навыков, которым одинаково эффективно могут воспользоваться люди с разным мировоззрением. По мнению Юрия Рагозина, ярким примером независимости практических навыков боя от мировоззрения является великий боксер Кассиус Клей. Будучи христианином, он в 1960 году становится Олимпийским чемпионом по боксу, а через четыре года принимает ислам с именем Мохаммед Али и успешно выступает до 1981 года, став абсолютным чемпионом мира.
В то же время существует ряд школ, которые в обязательном порядке требуют от адепта принять свою мировоззренческую модель, буквально навязывают ее. Юрий Рагозин перечислил некоторые из них. Это айкидо-айкикай (в обучение входит, как минимум, ознакомление с мистическим учением Омотэ-кё), сёриндзи кемпо (зарегистрирована в Японии как буддийская община), славяно-горицкая борьба в реконструкции Александра Белова (неоязычество), дхарма-марга (реконструкция индийской йоги борьбы), «черная пантера» (псевдобуддийская секта на Украине), «сибирский вьюн» (псевдотрадиционная оккультная неоязыческая школа). «Однако на эффективность применения технических навыков мировоззрение человека не оказывает никакого действия», - еще раз подчеркнул Рагозин.
Особое внимание докладчик уделил бесконтактному воздействию на противника, в результате которого человека можно отбросить, обездвижить. Бесконтактные методы очень популярны во многих псевдорелигиозных школах, практикующих рукопашный бой. Считается, что это воздействие оказывается за счет некой энергии. Существуют видеоролики, на которых «учителя» разбрасывают в стороны своих учеников, не прикасаясь к ним. «Я предложил одному такому «учителю» показать свое искусство на мне, но тот отказался, заявив, что якобы я к этому не готов», - говорит Юрий Рагозин. «Если вместо непосредственно рукопашного боя вам предлагают «работу с внутренними энергиями», то вы занимаетесь оккультным галлюцинированием, и не занимаетесь обучением бою», - заявляет Рагозин.
«Кто хочет играть в великих цигунистов, дистанционно поражающих противника фаерболами, пусть играет, но неплохо бы отдавать себе отчет в том, что эти игры могут быть опасны для души. Да и для телесного здоровья тоже, поскольку соприкосновение с реальностью может сильно огорчить таких игрунов», - предупреждает Юрий Рагозин.
Докладов на сектантскую тему на конференции оказалось подавляющее большинство. В то же время были и другие выступления, например, затрагивающие проблемы донорства, пересадки органов, экстракорпорального оплодотворения, клонирования и прочих направлений («суррогатное материнство»), вызывающих вопросы этического характера. Об этом в своем докладе «Последние достижения медицинской науки и позиция Церкви. Мракобесие или дальновидность» рассказал председатель Новосибирского общества православных врачей, к.м.н. Дмитрий Индинок. Несмотря на обилие медицинских терминов, доклад произвел на аудиторию большое впечатление. Дмитрий Индинок постарался «разложить по полочкам» каждую из затронутых им проблем, ссылаясь также и на Основы социальной концепции Русской Православной Церкви - документ, принятый в 2000 году Освященным Архиерейским Собором РПЦ.
Впервые Новосибирские Рождественские образовательные чтения длились более месяца. За это время в Новосибирске прошли десятки конференций, секций, семинаров, круглых столов, в которых принимали участие представители мэрии и областной администрации, педагоги, психологи, врачи, сотрудники правоохранительных органов, студенты вузов. По результатам этой работы вынесены резолюции, которые будут представлены на XXI Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве, торжественное открытие которых состоится 24 января в 11.00 в Государственном Кремлевском Дворце.