Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Апостол Павел, обращаясь к христианам города Коринфа, писал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).

Перед людьми, живущими в нынешнем свободном обществе, вопрос выбора стоит практически везде: работа, ведение хозяйства, отношения, владение вещами, внешний вид. Но опасение вызывает социальное явление, которое проникает, как раковая опухоль, во все сферы деятельности человека. Это явление именуется «потребительством», под которым понимается превалирование в жизни человека материального над духовным. Это явление, способное полностью разрушить духовную жизнь православного христианина, уловляет в свои пагубные сети все большее число людей, и они сами подчас не осознают, в какую ловушку они попадают. Многие не представляют свою жизнь без той или иной вещи, без которой спокойно могли бы существовать.

Желание обладать вещами становится для человека на первом, доминирующем, месте. Комфорт, с помощью которого, как думает человек, жизнь может приобрести стабильность и стать проще, на самом деле несет огромную опасность. Комфорт и упрощение жизни порождают праздность, в современной реальности, все более и более становящуюся основой человеческих отношений, праздность, которая мешает созиданию духовной жизни, спасению души.

В великопостной молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа избавить нас от духа праздности, как от страшной заразы, которая расточает уже собранные духовные силы, становится непреодолимым препятствием к созиданию жизни во Христе. Праздность, комфорт и потребительство соблазняют нас, отвлекают нас и обладают нами.

Проблема заключается также и в том, что в современной России взамен православной традиции насаждается идеология Запада. Тем самым разрушаются национальные культурно-исторические основы общества. Западная культура, в первую очередь – американская с ее идеалами «золотого тельца», чужда русскому духу. На Западе издавна нормой считается потребительство, которое с точки зрения Православия стоит в одном ряду с такими понятиями, как эгоизм, самоудовлетворение, тщеславие и т.п.

Сейчас быть потребителем значит быть успешным, что, в свою очередь, считается признаком достойной жизни – в ней нет места «нищим духом».

Особой проблемой, которая должна чрезвычайно волновать общество,– отношение к этим вещам нашего подрастающего поколения. Современный человек работает из-за желания обладать чем-то. Получается, что родителей часто нет дома целый день – они работают для того, чтобы у них и их детей было все, чего они пожелают. По слову Патриарха Кирилла, «родители бесконечно заняты добыванием хлеба насущного или своими увлечениями, своим досугом, своими отпусками, своими поездками за границу, своими развлечениями. А дети нередко остаются где-то в стороне».

Оставшийся в стороне ребенок – это ребенок, который растет сам по себе, подобно сорняку, не «отягощенный» плодами воспитания. Ребенок, совсем не получающий воспитания или ущербно воспитывающийся, становится духовно больным. Залог же духовно-здорового общества – это духовно-здоровое юное поколение. Замкнутый круг!

Общество преуспело лишь в том, чтобы считать благими вещи, которые, на самом деле, могут лишь разрушать нашу культуру, духовность и жизнь во Христе.

Потребительство, комфорт, праздность, а также культ развлечения и «золотого тельца» являются очень действенным и лукавым средством ослабления Евангельской добродетели. Это не просто какой-то новый стиль жизни или особенности современных отношений между людьми. Жить только для себя, становясь рабами своих страстей, теряя любовь, милосердие и сострадание – это не что иное, как извращение и отступление от Божиих Заветов.

Нам всем необходимо взглянуть на состояние нашей духовной жизни объективно, сравнить ее с Евангельскими идеалами и сделать правильные выводы. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33)

иерей Павел Нейгум