В марте 2013 г. состоялось учредительное собрание рабочей группы Новосибирской региональной общественной организации «Союз православных педагогов Новосибирской области» (НРОО «СППНСО») по вопросам высшего профессионального образования.
На нем присутствовали Бессонов Виталий Викторович, заместитель председателя НРОО «СППНСО», к.т.н., доцент каф. «Геология, основания и фундаменты» СГУПС, Бучельников Михаил Александрович, к.б.н., доцент каф. водных изысканий и гидроэкологии» НГАВТ, Самардак Марина Викторовна – к.п.н., доцент каф. «Графика», проректор по воспитательной работе и социальному развитию СГУПС, Зинченко Татьяна Елисеевна – к. культурологии, доцент каф. философии и права НГАВТ. Основная задача этого мероприятия состояла в том, чтобы вскрыть существующие проблемы, поскольку, только понимая, что с нами происходит, возможно, будет искать пути выхода из сложившейся ситуации.
Как отметил В.В. Бессонов, главная и наиболее очевидная проблема, с которой сталкиваются практически все вузы – проблема набора. В условиях отсутствия конкурса, что обусловлено и демографическими проблемами, и увеличением количества учебных заведений, вузы вынуждены принимать всех абитуриентов, которые подают документы. В результате приходится обучать студентов, которые не готовы к получению высшего образования. Уровень школьного образования стал стремительно падать в 90-е годы, но ситуация еще более осложнилась с введением Единого Государственного экзамена. Тестовая система ведет к тому, что молодые люди не способны выражать свои мысли, попросту не могут говорить. Иногда дело доходит и до курьезов, когда на первый курс приходят студенты, читающие по слогам. А ведь мы готовим будущих инженеров, руководителей. Тех, что приходят в вуз, преподаватели вынуждены не только учить специальности, но и учить учиться. Очень трудно объяснить студентам, что лекция дает опорный материал, после прослушивания лекции необходимо еще работать с учебником, но этого они не умеют. Но бывают и приятные исключения.
М. В. Самардак рассказала, что 2 марта этого года в конкурсе «Мисс Россия» победила студентка СГУПС Эльмира Абдразакова, решающее значение в победе сыграл интеллектуальный уровень девушки, ее коммуникабельность, умение легко выражать свои мысли. Это «Мисс Россия» продемонстрировала и на пресс-конференции, чему была свидетелем Марина Викторовна. Благодаря эрудированности, общительности, хорошим манерам девушка сразу же оказалась в центре внимания журналистов. Тем более эти качества необходимы будущим руководителям.
Ситуация осложняется тем, что не все студенты приходят в вузы для получения высшего образования, цели могут быть самые разные – от отсрочки от армии до желания пожить в большом городе. Таким образом, вузы оказались в таком положении, когда усилия преподавателей тратятся впустую, а качество образования падает.
После распада Советского Союза в области межнациональных отношений сложилась чрезвычайно негативная и сложная ситуация, которая проявляется в разных аспектах. А поскольку в культуре всё взаимосвязано, то это немедленно сказалось на системе образования. С одной стороны, это проблема языка. Процесс углубления национального самосознания в республиках России привел к тому, что знание русского языка стремительно ухудшается. Здесь , хотя государственными языками и признаются русский и национальный, первому отводится роль лишь языка межнационального общения, т.е., по сути, он занимает вторичное положение. В результате выпускники средних школ не готовы получать дальнейшее образование. Положение осложняется еще и тем, что, согласно закону, вузы проводят набор студентов не на основе вступительных экзаменов, как это было ещё пять лет назад, а по результатам ЕГЭ. И хотя одним из обязательных является экзамен по русскому языку, в вузы подают документы абитуриенты из национальных республик, которые почти не могут на нем изъясняться. Оставим в стороне вопрос, как они получают положительные баллы за экзамен. Более насущной является проблема выхода из сложившихся условий. Если вузы не могут изменить ситуацию с приемом абитуриентов, может быть, следует вводить кафедры русского языка, преподаватели которых занимались бы со студентами из республик, ведь такая практика существует при наличии иностранных студентов.
Другая проблема, касающаяся межнациональных отношений, –демонстрация представителями некоренного населения своей непохожести на русское население. Проявляется это в том, что девушки-мусульманки на занятия приходят в хиджабах, юноши же, прежде всего, выходцы с Кавказа, демонстративно нарушают общепринятые нормы морали и этикета. И поскольку считается, что эти явления взаимосвязаны, причем так, что устраняя одну из них, автоматически исчезает и другая, администрация вузов стремится запретить ношение платков. Так, в одном из вузов Красноярска внесли поправки в правила внутреннего распорядка, касающиеся внешнего вида студентов. Однако вызывает сомнение то, что чисто внешними мерами можно что-либо изменить к лучшему в этой сфере.
Еще одна проблема, которая была поднята на собрании – необходимость преподавания религиоведения. Особенно актуальной эта дисциплина становится в свете последних событий. Зачастую проблемы возникают из-за отсутствия самых элементарных знаний. Но возникает вопрос: кто может преподавать религиоведение? Как правильно заметил В.В. Бессонов, им может оказаться воинствующий атеист, который будет склонять студентов к своей позиции самыми разными способами, не давая свободы выбора. Здесь хочется заметить следующее. Если в правовом отношении все религии в России равны, то в культурном особую роль в России играло и играет Православие. Вряд ли у кого-нибудь найдется возражение по поводу того, что благодаря именно христианству, воспринятому от Византии, Россия превратилась в мощное процветающее государство, в котором смогли мирно сосуществовать разные этносы и вероисповедания. Поэтому, на наш взгляд, преподавателем религиоведения должен быть человек, рекомендованный Русской Православной Церковью.
Образование и Православие / Т.Е. Зинченко, член НРОО «СППНСО», к. культурологии, доцент каф. философии и права НГАВТ