Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

В ночь с 4 на 5 мая 2013 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, в кафедральном Христорождественском соборе города Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Павел совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.

После чтения Евангелия владыка Павел огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви, а после причащения духовенства протодиакон Анатолий Ковшиков огласил Пасхальное послание главы Рязанской митрополии – митрополита Рязанского и Михайловского Павла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам паствы рязанской. В завершение  богослужения митрополит Павел освятил артосы.

/смотреть фотографии/

Назвать Пасху Христову даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос Воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры. Праздников Праздник, Торжество Торжеств – так именует его Церковь.

Пасхальные Богослужения всегда особенно торжественны. В сознании Православной Церкви событие Воскресения Христова есть одна непрерывная радость. Ни одного праздника она не празднует так необычайно светло и торжественно, как праздник светлого Христова Воскресения. Поэтому и самое Пасхальное Богослужение у нас единственное и неповторимое. Это истинное ликование. Вечером в субботу, незадолго до 12 часов ночи во всех храмах служится полуночница, на которой священнослужители исходят к Плащанице Спасителя, и, совершив каждение вокруг нее, при пении особых песнопений поднимают Плащаницу и вносят в алтарь. Полагают ее на святой Престол, где она находится до отдания Пасхи.

При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самой полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Так начинается торжественный крестный ход.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху». Впереди крестного хода всегда несут фонарь, за ним запрестольные крест и образ Божией Матери, далее идут хоругвеносцы, певцы, люди со свечами. Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. В этот момент, священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь. Эту песнь подхватывают и верующие.

Церковные двери открываются, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как когда-то жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Под пение: «Христос воскресе из мертвых», — двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона. На возгласы священнослужителей «Христос Воскресе», люди с особым трепетом, ликуя, соборно отвечают: «Воистину Воскресе».

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени — венец всех духовных песней. Он представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит людей в смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет всесторонне пережить душой и понять это событие. На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, заходят в алтарь и с амвона радостно приветствуют всех словами «Христос Воскресе!». Эти многочисленные исхождения напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении. На этой службе мы слышим и Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, удивительное по своему содержанию.

Особых моментов богослужения в дивную пасхальную ночь очень много. Во всех храмах Русской Православной Церкви в середине Божественной литургии в моменты особой радости читается послание святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В своем обращении ко всем верующим православным людям он подчеркивает особую важность великого торжества.

За Божественной литургией следует освящение артоса — особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова. Хранится он в храме до следующей субботы, когда раздается верующим.  Все убранство храма, облачения духовенства – праздничное, ярко-красное. Царские врата алтаря всю Светлую седмицу бывают открытыми, как символ единения Небесной и земной Церкви. Вся пасхальная служба - неумолкающий, торжественный гимн светлому Воскресению Христову. В светлую Пасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди соприкасаются и всякая преграда между ними исчезает. Величественное Пасхальное богослужение являет верующему все, что в христианстве есть таинственного, высокого и спасительного для души, светлого для сердца. Именно в минуты величественнейшего Пасхального богослужения христианский восторг захватывает душу человека всецело и господствует в ней над всеми другими ее мыслями.

Воскресение Христово, будучи уникальным событием в истории мира, по замыслу Божиему стало началом и нашего личного воскресения. Именно для того и пришел в мир Спаситель, пострадал, был распят и восстал от гроба, чтобы каждый имел возможность пройти через опыт воскресения из мертвых, и совсем не в переносном, а в прямом смысле этого слова. Вот почему праздник Пасхи есть праздник победы жизни над смертью, ибо Воскресением Христа Спасителя воскресение из мертвых даровано и всем нам. И через какие бы трудные обстоятельства земной жизни мы ни проходили, наше восприятие мира должно быть спокойным и радостным, потому что Христос воскрес! И нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое воскресенье.

Елена Цыганова

Об артосе:

Слово артос (по-гречески — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает специальную молитву.

Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, после чего Артос раздробляется и в конце литургии при целовании креста раздается народу как святыня.