Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=347122
Сайт Нижегородской митрополии. Текст главного редактора СМИ Нижегородской митрополии священника Василия Спирина.

Исповедники - это особый лик святых, которые были гонимы за Имя Христово, мучимы, но не до смерти, и, в отличие от мучеников, скончались мирно.

Святой исповедник Иоанн родился в южной России в 1690 году. Призванный в 1712 году на воинскую службу в армию Петра Первого, он участвовал в русско-турецких войнах и попал в плен. Его выкупил в Константинополе некий Ага, турецкий военачальник, и привез вместе с другими русскими пленниками в селение Прокопион. Их всех жестоко пытали, призывая отречься от Христа и принять ислам, сулили привилегии в получении равных с турками работ. Тяжкие пытки привели к тому, что многие русские воины отреклись от Христа: одни - не имея достаточно веры, другие - не выдержав тяжких мучений.

Иоанна Русского турецкий военачальник поставил перед выбором: либо пленный принимает мусульманство, либо его ждет смерть. Святой Иоанн ответил турку: «Я пленник этой войны, и я - в твоих руках. Но ты пленил мое тело, а не мою душу. Я готов выполнять ту работу, которую ты прикажешь, но не отрекусь от Христа, даже если ты лишишь меня жизни».

Праведника отправили работать на скотный двор. Его поносили обидными словами, били прутьями и, наконец, предали на одно из тягчайших истязаний. Турки разогревали на огне медную тарелку и затем, доставая ее из огня клещами, прикладывали к голове Иоанна. Раскаленное железо прожгло ему кожный покров до самого черепа. И когда в Греции, на острове Эвбея, в храме его имени переоблачают открыто почивающие нетленные мощи Иоанна Русского, до сих пор видны следы этой пытки.

Святой отвечал своим мучителям (и за эти слова он дорог и любим греческим народом): «Вы обжигаете мне голову, но это напоминает мне о терновом венце Спасителя. Хлев, где я живу, похож на вифлеемские ясли, в которых родился Христос. А побивание плетьми, оплевание и заушение дают мне почувствовать страдания моего Господа».

С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них: напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде.

Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе и хозяину, и рабам. Со временем Ага и его жена полюбили своего невольника. Хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать его за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному человеку и поселиться в небольшом помещении около сарая для соломы.

«Покровитель мой - Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения», - рассудил Иоанн и отказался перейти в новое жилище, продолжая спать в своей любимой конюшне.

27 мая (9 июня) 1730 года, в последний день своей земной жизни, святой Иоанн был извещен любовью Божией о грядущей кончине и призвал священника. Тот, побоявшись открыто идти в дом турецкого вельможи со Святыми Дарами, вырезал ножом сердцевину яблока, вложил в него Святые Дары и отправился к Иоанну. Причастившись Святых Таин, Иоанн предал свой дух Господу.

За выбор исповеднического пути святой Иоанн глубоко почитается православными греками, особенно молодежью, за дерзновение, терпение и смирение, которыми победил своего мучителя и праведностью снискал его уважение.

Get the Flash Player to see this player.