Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Митрополит Калужский и Боровский Климент, слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора.

В одиночестве приходит человек в этом мир, одиноким путником пересекает он и черту смерти. И всем нам ведомо, что в сердце нашем царствует эгоизм. Удивительным кажется при этом само существование семьи, дружеских отношений, социума, Церкви, которое необъяснимо с позиции выгоды каждого отдельного человека. В чем же источник нашего единения: в семье ли, в государстве или в Церкви? Ответ могут дать строки из стихотворения великого русского поэта Федора Тютчева «Два единства»:

Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью...
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней...

Начало нашему истинному единству в любви положил Сам Господь Иисус Христос.

В четверг мы праздновали Вознесение Господне, а этот воскресный день посвящен памяти отцов Первого Вселенского собора, состоявшегося в Никее в 325 году. Два этих праздника предваряют Пятидесятницу – день рождения Христовой Церкви.

Каждый из нас, если пожелает, становится соучастником Воскресения и Вознесения Господа, а также наследником Царства Небесного. В Евангелии, которое читается в праздник Вознесения, говорится, что, когда воскрес Иисус из мертвых, Он явился Своим ученикам и встал посреди них «и сказал им: мир вам» (Лк. 24, 36). Преподобный Григорий Палама особо обращает внимание на эти слова из Евангелия. Он указывает, что Христос «утвердил их (апостолов) в вере в Него самым Своим явлением и благословением». Он стал «посреди сердца каждого из них». Апостолы, некогда в страхе разбежавшиеся из Гефсиманского сада, на горе Елеонской предстали твердыми и непоколебимыми.

В евангельском отрывке, читающимся в нынешнее воскресение, содержится Первосвященническая молитва Христа (см. Ин. 17, 1–13) – это заключительная часть Тайной Вечери, после которой апостолы со Христом «пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30). Там, у подножия Елеона, Господь начал свое добровольное шествие на Крест. Тогда Он молился: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17, 11).

Единство Церкви возможно только благодаря Духу Святому, пребывающему в ней. Разделения и распри, которые возникали на протяжении всей церковной истории, преодолевались благодаря соборности, являющейся неотъемлемым признаком Церкви Христовой.

«Угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28) – такими словами предваряет первый собор апостолов в Иерусалиме изложение своих решений, тем самым указывая на действие Святого Духа в Церкви. Основной принцип, выраженный в этих словах, соблюдается с тех времен всеми преемниками апостолов – епископами.

Вселенские соборы явили дух Христова единства в Церкви. Их авторитет и значение – не внешние, не юридические, а глубинные, истинные. «Вселенские Соборы авторитетны лишь потому, что в них открылась истина для живого соборного организма Церкви. Церковь – не авторитет, Церковь – жизнь христианина во Христе, в теле Христовом, жизнь свободная, благодатная», – писал русский религиозный философ Н. А. Бердяев.

Промысл Божий (домостроительство спасения человека) действует в Церкви с момента ее основания. Святой Дух приводит каждого человека ко Христу, который есть Глава мистического Тела Церкви. Таинство нашего усыновления и тайна нашего обожения возможны лишь в Церкви.

Только в единстве, только в единодушии возможно исполнение прореченного Христом благословения о верующем человечестве: «Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17, 26). Аминь.