Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Митрополит Калужский и Боровский Климент, слово на Пятидесятницу: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей".

"Кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин. 7, 37) – такими словами Христа начинается евангельское чтение в праздник Пятидесятницы. Но о какой жажде говорил Он окружавшим Его людям? Конечно же, не о физической. Как отмечает апостол Иоанн, «сие сказал Он о Духе» Святом. «Душе истины» – так Церковь обращается в молитве к Святому Духу, памятуя слова Спасителя: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16, 13).

В наши дни стало модно повторять вопрос Пилата: «Что есть истина?». Однако часто поиск истины подменяется ратованием за «правду человеческую» и справедливость по человеческим меркам. Христос, отвергнутый потомками Адама, спорившими об истине на сонмищах, на Кресте превзошел всякую полуправду человеческую. Совершенный Им подвиг спасения взбунтовавшегося против Бога человечества для искавших истину в ареопагах эллинов – «безумие», а для «отцеживающих комара» (Мф. 23, 24) иудеев – «соблазн» (1 Кор. 1, 23). Так, по мысли преподобного Исаака Сирина, происходит несовместимое с человеческой логикой – Отвергнутый Своим созданием Бог совершает искупление человечества и посылает Духа Своего в мир, выполняя ветхозаветное обещание: «Дам вам сердце новое, и дух новый дам вам... Вложу внутрь вас Дух Мой» (Иез. 36, 26–27) и «будет после того, изолью от Духа Моего на всяку плоть» (Иоил. 2, 28).

Каждый человек, принявший Крещение, получает дар Духа Святого, и его обновленное сердце радостно славословит Господа чудной молитвой торжественного прославления Духа Святого, звучащей в храмах в День Живоначальной Троицы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Духа Истины должно принять наше сердце, и в нас должно проснуться стремление к правде Божией, желание следовать ей. В Церкви нам дарована наша общая Правда – Христос. Преодолевая собственный эгоизм, освобождаясь от липкой паутины полуправд, мы должны идти к единству со всеми и стоянию в истине и любви. Только мирный дух человека способен принять Духа Святаго.

Святитель Григорий Палама толкует сошествие Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы расширенно. Он учит, что это произошло по предреченному пророками исполнению субботы, смысл которой – покой от телесных дел и пребывание в Боге: «Дух Святый обещан дароваться тем, кто просят Его днем и ночью, и Он заповедал всегда бодрствовать и бдеть, говоря: "Будете готови: яко воньже час не мните, Сын Человеческий приидет" (Мф. 24, 44). Для желающих всецело Ему покориться, Он сотворил все дни благословенными субботами».

В этот пятидесятый день после Воскресения Христова, который святитель Григорий Палама именует благословенным, в Сионской горнице пребывали апостолы и вместе с ними вся Церковь. Этого самого покоя от суеты греха, стяжания мирного духа мы способны достичь, исполняя заповеди Христовы, по Его слову: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).

Святитель Григорий Палама в этот день призывает нас: «Пребывая в мире – и во внутреннем душевном, и друг с другом, ибо "Иерусалим" – в переводе значит "мир", и находясь в горней части нашего духа и в нем пребывая и молясь, очистим себя от страстных и низменных помыслов. Ибо таким образом и мы получим пришествие к нам Утешителя, и в духе и истине поклонимся Отцу и Сыну и Святому Духу». Аминь.