Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

 

16 июня 2013 года, в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора, митрополит Астраханский и Камызякский Иона совершил  Божественную Литургию в храме подворья Успенского собора в селе Самосделка.

Владыке сослужили клирик Покровского кафедрального собора игумен Павел (Полуков), настоятель Успенского кафедрального собора иерей Дионисий Фокин, наместник Иоанно-Предтеченского мужского монастыря, игумен Петр (Барбашев), а также духовенство храма.

За богослужением молились представители сельской администрации, местные жители и многочисленные паломники.

После Херувимской песни Владыка совершил рукоположение диакона Кирилла Гребенщикова, клирика храма Сошествия Святого Духа на апостолов, что на Рождественском кладбище, во пресвитера.

После пения запричастного стиха игумен Павел произнёс проповедь.


Сегодняшний воскресный день приходится между Вознесением и Троицей, между очень важными событиями в жизни земной церкви, Вознесением Спасителя с его человечеством, с его Божеством, и сошествием Святого духа на апостолов, в результате которого образуется церковь, в которой мы пребываем до сих пор. Между этими двумя событиями в это воскресенье мы вспоминаем отцов первого вселенского собора. Почему?

Основное учение православной церкви, которое выкристаллизовалось на первом вселенском соборе, в 325 году, это как раз учение об Иисусе Христе. Церковь, будучи с самого начала гонимой, фактически была церковью святых. Первые христиане были святыми людьми, они не нуждались в догматике, они не нуждались в церковном определении. Они святостью своей жизни и готовностью каждый день быть убитыми за Христа знали и представляли, что Иисус Христос есть Бог.

Но когда волна гонений прошла, когда церковь стала спокойной, когда множество людей менее святой жизни, а, может, и совсем не святой влились в церковь, то тогда без этой напряженной жизни, без этой ежедневной святости, стали рождаться лжеучения, то есть неправильные, искаженные представления о церковных понятиях. И нашелся такой человек Арий, пресвитер одного из крупнейших городов тогдашнего мира, Александрии, человек, безусловно,  умный, подвижник, аскет, который стал говорить что Иисус Христос не есть Бог. Конечно, это не человек в полном понимании смысла этого слова, это есть творении. Творение, которое Бог создал для спасения людей, который выше всех людей, но не Бог. И что человеку с Богом соединиться невозможно, потому что Божество гораздо выше, больше и необъятней человека. И для логики человека, для человеческого ума это было очень просто и понятно.

Но результат такого отношения перестал бы отличаться от отношения в язычестве. Есть Бог, есть человек; Бог далеко, Бог высоко, приноси жертву, и Бог через посредника будет давать тебе всякие блага. Разве не так в современном мире мы относимся к вере и к церкви? Мы что-то принесем – свечку ли, пожертвование – и считаем, что Бог, великий творец вселенной, нам чем-то обязан.

И вот тогда церковь в лице своих епископов, священников, мирян, поняла, что это учение неправильное. Это учение делало общение с Богом по сути невозможным, как будто нет по сути молитвы, а есть обращение к ходатаю, сотворенному когда-то, пусть и выше всех людей.

И вот тогда, в 325 году в Никее городке недалеко от Константинополя, собрались эти люди. Многие из них еще были искалечены только что затихшими гонениями. У одного из епископов не было руки, у кого-то был выколот глаз, у кого-то на лице было начертано раскаленным железом обвинение в том, что он христианин. Эти люди своими мучениями сумели подтвердить истину о том, что Иисус Христос истинный человек и вместе с тем истинный Бог. И, конечно, эта истина свидетельствует о том, что мы причащаемся с вами. Ведь причастие потеряло бы смысл, если бы Иисус Христос не был Божеством. Мы бы причащались телом и кровью кого? Высшего человека? Смысл? Если мы говорим, что в причастии есть настоящее единение с Богом – «богообщение»,  как говорили позднее отцы церкви – то это действительно имеет смысл.

И в сегодняшних словах Евангелия есть такая фраза, которую говорит Спаситель перед своим отшествием: «Мы с отцом едины. Мы с отцом одно. Я и отец одно». Иисус Христос сам засвидетельствовал это о себе. Если бы он был творением, он бы так говорить не мог. И смысл, братья и сестры, нашей веры, ее величие в том, что мы можем общаться с Богом. В своей молитве, причастии, исповеди.

И вознеся человеческую плоть, Господь ее обожил. Значит, и наша плоть человеческая тоже может быть обожена.

И если бы не было святых, молитвенников, преподобных, подвижников, праведных, то мы могли бы говорить это только приблизительно. Но мы знаем по опыту Сергия Радонежского, серафима Саровского, святителя Николая, афонских святых, что это общение не только возможно, оно еще и не имеет предела.

Насколько человек исполняет заповеди и трудится ради Бога, борясь со своими страстями и учась любить, настолько для него и открыта эта дорога к соединению с Богом. И каждый из вас, когда просто очень хорошо помолился, он чувствовал присутствие бога, он чувствовал то, что не объяснишь логикой человеческой.

Вот такие мысли, братья и сестры, приходят сегодня во время чтения евангелия, во время памяти святых отцов вселенского собора, которые смогли подвигом своей жизни, верой, молитвой донести до нас это учение церкви. Аминь.

Также, по причащении Святых Таин, после краткого славления Владыка Иона обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором поблагодарил всех, кто трудился на ниве созидания храма святой блаженной Матроны Московской села Самосделка.

Информационный отдел Астраханской митрополии