Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
В праздник Святой Троицы - Пятидесятницу - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий посетил с архипастырским визитом р/ц Кантемировка, чтобы разделить радость престольного праздника с духовенством и прихожанами Свято-Троицкого храма.
В совершении уставных богослужений праздника Пятидесятницы Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Богучарского церковного округа священник Евгений Ельчанинов и настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Николай Давыдов.
На Божественной литургии, за которой вместе с прихожанами молились представители властных структур и общественных организаций, многие богомольцы приобщились Святых Христовых Таин. После отпуста литургии была совершена Великая Троицкая вечерня с чтением коленопреклонных молитв. (С текстами молитв, канонов и стихир праздника можно ознакомиться, перейдя по ссылке внизу страницы).
По окончании богослужения Владыка Сергий обратился к пастве с проповедью. (Текст проповеди будет размещен на нашем сайте после расшифровки аудиозаписи). При выходе из храма Высокопреосвященнейший Владыка преподал каждому архипастырское благословение.
В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (См.: Деян. 2, 1-4). Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что событие это произошло на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть "свершение" нового, вечного Завета Бога с человеком.
Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом на общество учеников, как начало Церкви Христовой и они стали как бы единым телом, глава которого - Сам Господь Иисус Христос. (Еф., 5; 23). С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение других душ, принимающих благодать Святого Духа через святые Таинства.
Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение даже самую жизнь свою отдать для славы Божией и спасения людей.
Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.
"Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный...".
В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.
По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: "Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа". Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда - песнопение литургии: "Елицы во Христа крестистеся..."). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поются на богослужении.