Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

«Доверяй, но проверяй», - применима ли данная поговорка к отношениям между человеком и Богом? Темой 5-й встречи киноклуба молодежного объединения «Слова» стала «Вера». Почему кто-то верит в Бога, а кто-то нет? От чего зависит приход человека к Богу? На эти и другие вопросы попытались дать ответ собравшиеся. Документальный фильм «Девочки, девочки», где главная героиня открыто и откровенно рассказывает о своем приходе к Богу, стал хорошей почвой для размышлений.

После фильма

- Удивительно, насколько человек изменяется под воздействием веры! Когда смотришь такие фильмы, где человек так искренен, - делится впечатлениями иерей Александр Абрашкин, - невольно начинаешь сравнивать с собой. А как я? А у меня как было? Как сейчас? Мы понимаем, что мы могли бы также сидеть и рассказывать про себя. И нам было бы что рассказать.

В фильме мы видим обычную девушку, которая работает на светской работе, но при этом у нее какая-то внутренняя сосредоточенность, искренность и простота. Действительно мы могли также сидеть перед камерой и рассказывать свою историю жизни, донося другим людям, теплоту нашего сердца.

- Девушка говорит откровенно, - соглашается Евгений. - Не знаю как другие, но, когда люди так говорят, я это вижу. И тогда обычно начинаю проводить определенные параллели с собой: что делаю хорошо, а что плохо. Это помогает пройти определенный путь.

Мы не умеем быть счастливыми

- Поразительно: у нас столько внешних впечатлений, общения, но вот какого-то душевного, мирного, сердечного счастья нет, - продолжает священник. - В обыденной жизни мы не умеем быть счастливыми. Мне показалось, что девушка из фильма счастлива. Но чаще всего я почему-то не вижу сейчас на молодых лицах тихой, мирной, Божественной радости. Вроде бы и много дел хороших делаем: в монастыри ездим, и людям помогаем, в Богослужениях участвуем, но радости не чувствуем.

По мысли отца Александра, мы должны наслаждаться мгновениями сегодняшнего дня, а не гнаться за его призраками в будущем.

ервая благодать, - считает Алена. - Когда у нас была первая благодать, то и мы, может быть, испытывали радость в той же мере. Потом постепенно благодать отходит, и если возвращается, то только нашими стараниями, нашими собственными усилиями.

мне показалось наоборот, - возражает Елена, - по-моему, героиня фильма давно в Православии. И дело не в первой благодати…

девушки как-то гармонично соединяются жизнь и вера, - делится своими впечатлениями Александра.

- Нет, - возражает священник, - девушка пришла к вере от тяжелой жизни, от греха. Она сказала, что ее посещали мысли о самоубийстве. От чего они бывают? От жутчайшего одиночества, от безнадеги, от неверия, что есть другая жизнь или выход из какой-то ситуации. Прийти к Богу именно из этого состояния, это значит действительно иметь очень серьезный фундамент. Мы уже говорили о том, что тот, кто приходит найти какую-то эйфорию, наслаждение, а не от греха, тот быстро покидает Церковь. Если человек пришел в Церковь искать Бога, то подразумевается больная душа.

- Видно, что у человека сложная судьба, - соглашается Евгений. - Когда она приходит в храм, то избавляется тем самым от каких-то сложностей, с которыми встречается в повседневной жизни.

Почему кто-то приходит к вере, а кто-то нет?

Так звучал вопрос, на который ребята по очереди попытались дать свой ответ. Вопрос, безусловно, не однозначный. На него не дать односложный ответ. Может быть, это один из тех вопросов, на который Господь отвечает, что это суды Божии, и нет пользы нам испытывать их. Как когда-то преподобному Антонию Великому на вопрос «Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны?» (http://www.orthedu.ru/books/orlov/o_anton.htm).

- Я думаю, что Господь Сам выбирает человека, - считает Анастасия, - и его ведет. Потому что одни люди, когда у них происходят какие-то тяжелые жизненные обстоятельства, видят выход только с приходом в храм, а другие, когда у них складывается точно такая же ситуация, имея при этом похожий характер, надеются только на свои силы. Не знаю, может быть, это надежда, что тебе кто-то поможет… Кого-то Господь приводит, но вот именно что не всех. Это, наверное, для меня и есть загадка.

- Что Божий Промысел кому-то спастись, а кому-то нет?! – восклицает в ответ Алена. – Я говорю сейчас даже не о тех, кто считает, что Бог у них в душе, и поэтому они не будут ходить в храм, а о тех, кто просто не верит.

- Господь желает, чтобы все пришли, - объясняет отец Александр. – Чтобы все спаслись, это изначальная Его установка. Другое дело, что не каждый человек отвечает на призыв Бога. Но призыв-то есть.

согласна с батюшкой, – рассуждает Светлана, - есть Промысел Божий, призыв и, наверное, уже зависит от человека, как он на него отреагирует.

- Бог – это наш отец, - рассуждает Семен, - и Он ждет каждого своего ребенка. Господь каждому человеку дает свой толчок: кому-то больше, кому-то меньше. Но кто-то отзывается, а кто-то нет. Окружающий мир на нас очень сильно воздействует, и нам очень тяжело бывает откликнуться.

Действительно, по слову святых отцов, Господь сначала шепчет человеку, потом говорит, и только потом кричит. Почему-то мы чаще всего откликаемся лишь на крик…

Зачем?

- У разных людей – это по-разному, - Ольга. - Есть люди, пережившие даже тяжелые испытания, которые не приходят к Богу. Меня, допустим, мучил вопрос зачем? То есть я думала, что у меня в жизни будет то и то, а потом…, потом я умру. И тогда зачем все это было? То есть поиск смысла жизни.

Вера как установка, которую хочется сломать

- Большинство людей приходит в храм от скорбей, - продолжает Анастасия. - Я думаю, что это более действенно, когда человек уже в сознательном возрасте приходит в храм, потому что есть очень много случаев, когда с детства воспитываясь в православной вере, в период становления человек отходит. Видимо, он сам не проникся верой и потому не имел в ней потребности. В итоге вера воспринимается как какая-то установка, которую хочется сломать.

- Приход к вере зависит от внутреннего устроения человека, - считает Антон. – В конце концов, каждый по-своему приходит к вере. Вера от греха действительно крепче. Мы знаем, что большинство революционеров из семей священников. Когда в этом с детства живешь – вера не так ценится.

- Дело в том, что существуют определенные правильные педагогические подходы воспитания веры в ребенке, - объяняет священник. - Например, ребенок должен видеть молитву родителей. А, как правило, родители молятся, когда дети уже спят. И у ребенка складывается такое впечатление, что родители не молятся вообще. Кроме того, ребенка нельзя заставлять идти на Причастие. Здесь другой подход: ты плохо себя вел, поэтому ты в храм не идешь, ты не достоин, ты можешь приступать к Чаше. А как у нас?
-Вставай!
-Мам, можно я посплю?
-Вставай на Причастие! Вставаааай!

Ребенок может выдержать такое послушание родителям примерно до 12-14 лет. А потом скажет: нет, все, хватит! Если чадо растет в храме, то может начать воспринимать храм как свой дом, как что-то обыкновенное. А должен быть трепет, благоговение. У нас в храме (прим от авт. - Димитрия Ростовского) полно детей, которые ждут Чашу с чувством полного достоинства.

Но даже если ребенок вырос в вере, в переходный период он в любом случае должен найти свои отношения с Богом. Иначе никак. НО. Если у него есть опыт детской молитвы, которая всегда бывает исполнима, то это очень помогает ему.

Чтобы прошибло

- Сейчас такое время,- размышляет Елена, - когда человек может заполнять свои пустоты чем-угодно. Я недавно где-то прочитала, что женщины спасаются в основном в храме, а мужчины уходят в алкоголь или наркотики – кто куда. Есть даже такая статистика. От большой любви к себе, мы считаем, что можем сами решить свои трудности.

И еще, прочла у кого-то в блоге, душа у человека сегодня настолько грубая, что для того, чтобы на нее как-то повлиять, чтобы, что называется, прошибло - нужно очень сильное средство. Раньше композиторы выражали свои чувства в музыке, и даже если это был гнев, музыка все равно была прекрасной. Сегодня мы называем ее классической. А сейчас мы встречаемся все с более грубыми формами воздействия.

«Раз мне Бог дал жизнь, значит, я должна жить»

- В нашей стране огромное количество самоубийств, чуть ли не больше половины, совершают пенсионеры, - продолжает Елена. - Причем это не какая-то демонстрация, попытка обратить на себя внимание, человек просто считает, что он никому не нужен. Мол, я один, зачем я буду занимать чье-то место? То есть человек абсолютно не понимает, зачем жить.

При этом я вспоминаю одну бабушку, с которой мне довелось познакомиться. Она живет совершенно одна в ужасающих условиях, дети ее выживают, но она верующая и рассуждает так: «Я вот этим держусь. Знаю, что жизнь у меня уже точно не будет легкой, но раз мне Бог дал жизнь, значит, я должна жить». И не унывает.

- Почему у стариков бывают депрессии? – размышляет отец Александр. – От осознания своей ненужности. Например, человек всю жизнь работает для общества, потом выходит на пенсию и чувствует, что обществу он не нужен. Или человек вкладывает все в детей, а потом не видит отдачи. Одиночество, уныние, разочарование, желание умереть… Также и те 30 здоровых мужчин - преподавателей летного училища умерли от разрыва сердца, когда узнали, что училище закрыто.

Вера от обстоятельств

- Сейчас, мне кажется, люди приходят к вере из-за сложных ситуаций в жизни, - делится Евгений. - Иногда человек не находит общих взглядов с обществом.

- Я думаю, что обращение человека в веру зависит не от того, насколько он обуреваем страстями, а от того, какие обстоятельства складываются вокруг, - считает Андрей. - У каждого они индивидуальны. То есть приход к вере зависит от того, будет ли дана подходящая ситуация.

- Человеку дается возможность прийти к вере не однажды, - возражает Алена. - Я убеждена примерами из жизни, что человек даже в любом возрасте может поменять убеждения. Вопрос в том, хочет ли? Но когда Господь видит, что человек уже не обратится, для него будет только хуже, то тогда, наверное, Господь его забирает.

Вера как доверие Богу

- Недавно я был на совещании кураторов групп в институте, - вспоминает отец Александр. - И мы говорили о вере и неверии. Из этого диспута я вынес, что человек вообще не доверяет никому, в том числе и Богу. Не доверяет Церкви, не доверяет священству, не доверяет родителям, не доверяет самому себе. Вера как доверие в принципе у современного человека отсутствует. Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. То есть человек доверился Богу.

Кроме страха довериться, по словам отца Александра, человек критически относится ко всем явлениям жизни, он как бы ставит себя выше всего.

- Например, человек рассуждает так: мне в Евангелие не нравится то-то и то-то,- продолжает священник. - Этого я никогда не приму. Все остальное я принимаю. То есть он критикует. Человек принимает не все, что Господь открывает в своем откровении, а лишь допускает Его до тех пор, пока Он не обличил его и не изменил его жизнь в то русло, в которое ему не хочется. Поэтому люди осторожно относятся к делам веры и все оценивают с точки зрения разума.

Сердце как сущность человека, нечистое, грубое от греха, потеряло некую антенну, которая ловит Божию благодать. Ее нет, и все рябит как в телевизоре. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Евангелие от Матфея 5:8) - нет чувствительности к Божественной благодати на мое личное сердце, мой внутренний мир.

Аргументы против

1.Человек хорош сам по себе?

Ну человек хорош сам по себе, причем тут Бог, Церковь? Он добр, высоко нравственен… Но кто такой нравственный человек? Никто же не видит его изнутри…

Отец Александр снова приводит пример. В учительской ругаются учителя. А один из них молчит и улыбается. При этом, что он думает, никто не знает. Он хороший?

1. Либо он порядочный и молчит, потому что не умеет или не желает ругаться.
2. Либо он молчит, потому что считает себя выше всех этих... как минимум, дураков, и сам в себе от этого мило улыбается.

Поэтому как бы человек хорошо ни жил, - подводит итог священник, - никто не видит его внутренний мир. Можно пыль в глаза пускать очень запросто и быть замечательным человеком в глазах окружающих.

2. Но можно же жить по совести!

то такое жить по совести? Она у всех разная,- продолжает отец Александр. - Моя совесть мне не позволит одно, но другое позволит. Но если человек любит людей, то всегда приходит к Богу. «Бог есть любовь и пребывающий в Нем – пребывает в Боге». Если в человеке есть зародыш Божественной любви, то он через любовь к людям придет к Богу. Обязательно. Святые отцы говорили: делай дела любви без любви, чтобы родилась любовь. Понуждение себя к любви рождает любовь. Но если есть эгоизм, то все уже по-другому.

- Человек может сделать какое-то добро, - продолжает мысль священника Евгений, - которое стало ему плюсом. То есть сделать его корыстно.

- Доброе дело легко делать, когда знаешь, что будут зрители и будет благодарность! – смеется отец Александр. – Будут зрители - горы сверну! А когда этого нет, то тут ты себя уже заставляешь. Я думаю, вы согласитесь со мной.

Ну и конечно, если человек не видит в себе греха, это не значит, что его нет в человеке. Это как данность. Божественное откровение говорит нам, что нет человека без греха. Одни видят, другие – нет, но грех есть.

3. Сам разберусь!

Да зачем, собственно, и нужна мне эта вера? Что я, сам что ли разобраться со своими проблемами не могу?

Верующий человек - это былиночка, которую ветер бьет, к земле клонит, ветер прошел, она встала. А гордый человек - это тростник, он стоит, стоит, стоит, а потом - чик- и сломался, потому что надеется на себя, а не на Благой Божий Промысел.

«Надо срочно кому-то встретиться…»

«С преподобным – преподобным будеши, с неповинным неповинен будеши и со строптивым развратишся». Приход к вере может быть связан с человеком, который показал нам новый мир. То есть каждого есть тот человек, который открыл лично ему путь веры.

- Нам надо срочно кому-то встретиться! – улыбается Елена.

Елена Щербакова