Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
19 января 2010 года в Богоявленском храме поселка Старая Майна (историческое название поселения: село Богоявленское) архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл отслужил Божественную Литургию и совершил Великое освящение воды.
По завершении Богослужения, Владыка посетил поселение Русский Берег, построенное полтора года назад Сергеем Лаковским.
С благословения Владыки, на месте разрушенного коммунистами Свято-Успенского женского монастыря, Сергей возрождает селение Успенское, существующее при монастыре.
В комплексе Русский Берег построена церковь, в которой ведутся внутренние отделочные работы, животноводческая ферма с 40 головами КРС, дающая
Среди заснеженных сосен расположены загоны с овцами. Самые смелые гости по приглашению хозяина православной усадьбы, прокатились верхом на жеребце, искупались в проруби.
На Русском Берегу вода теплее!
Завершением экскурсии стала общая трапеза. Стол был собран и приготовлен только из тех продуктов и блюд, которые выращены и созданы в этом небольшом христианском поселении.
Хотите попариться вот в такой русской баньке на берегу Волжского залива? А потом бегом в прорубь? Приезжайте на Русский берег!
Создатель Русского Берега мечтает, чтобы селение укреплялось, увеличивалось. Приглашает желающих постоянно поселиться в этих очаровательных местах. Совместно трудиться, возрождая и благоукрашая намоленную нашими предками святую землю.
Бог ему в помощь!
Сгорбленную старушку в монашеском облачении впервые я увидел во время крестного хода с Чудотворной иконой Казанской Жадовской Божией Матери летом 2009-го. Поразило то, что женщина в преклонных годах, страдающая физическим недугом, не позволяющим при ходьбе даже видеть дорогу впереди себя, взяла тяжелую икону на рушнике, и долгий путь прошла вместе со всеми паломниками и крестоносителями! Тогда в моем архиве появились несколько фотографий посвященных этой монахине. Но поговорить с ней привелось только нынче, в праздник Богоявления и Крещения Господня.
Матушка Любовь вместе со всеми прошла крестным ходом до иордани, усердно молилась у освященных вод, омыла свое лицо пригоршней святой воды, и, не без помощи прихожан, с трудом вернулась в церковь. Радость переполняла не только её собственное сердце, но и наши сердца, когда мы, глядя на неё, понимали: насколько должна быть тверда вера у нас, православных, чтобы такие болящие совершали подобные подвиги.
Монахиня Любовь родом из Армении. Долгое время проживала в Тбилиси, в перестроечное время судьба закинула её в Ставрополь, где не выдержав скитаний и тягот, умер её муж. После многих пролитых слез, матушка нашла утешение в молитвах. В возрасте 54-х лет постриглась в монахини. Постриг совершался в храме Андрея Первозванного. В Старой Майне она живет полтора года. Сюда приехала к больному сыну. Невестка умерла четыре года назад, её смерть подкосила и сына, который, тяжело заболев, умер полгода назад. А теперь матушка Люба переживает новые испытания: за совершенный проступок в тюрьму попал любимый внук: «Работал охранником на стоянке в Ульяновске, поддался друзьям, сел пьяный за чужую машину, поехали, и он попал в аварию. Никто не пострадал, слава Богу. Внуку дали условно, а он не отметился дважды в милиции, как полагается, а тут как на грех, приехала какая то комиссия. У него документы сверху лежат, вот и дали ему два года поселения, вместо условного лишения свободы. Ему 26 лет, Господь дал ему время для покаяния».
«
- «Скорбями и болезнями Господь нас очищает, я не ропщу, роптать грешно. Я люблю молиться, а когда человек любит молиться, Господь ему сам помогает. Далеко живу, там, где пожарка, иду до церкви, смотришь, меня кто и подвезет, спасибо добрым людям. И на крестный ход пошла: ходить трудно, а очень хотелось, и два паренька не сочли за труд помочь мне. Они почти на себе притащили меня к иордани. Они всем говорят: «мы бабушку несем, которая поет, пропустите нас». А сами мне шепчут, что хотят в этой толпе побыстрее пройти и погрузиться, искупаться первыми. Вот мы друг другу и помогли, Господь нас привел, каждый, что хотел то и получил. Надо только Господа любить и призывать, Он сам во всем помогает! Верить нужно, любить и не изменять! Верить, что Господь есть, любить Его, и не изменять Ему! Ни в коем случае роптать нельзя. Значит, у меня такие грехи были, что Господь очищает. Много получил, мало ли - за все благодари Господа Бога! Который человек молится, он должен быть очень аккуратным, острожным, чтобы не прогневить Господа Бога. Нужно всегда помнить: кому ты служишь! Потому что враг - он не отступит, а когда мы молимся: Господь нас охраняет на всех наших путях. Верующий человек должен быть всегда с Господом, думать: а как Господь подумает обо мне? Как же Господь меня примет? Конечно, согрешаем при жизни, но всегда надо помнить, что Господь всё видит, всё знает.
В беседе с матушкой Любовью я рассказал, как люди спасали Чудотворную икону, не зная о её значении для прихожан, для верующих. И тогда матушка сказала мне удивительные слова, вот такие:
26 апреля матушке исполнится 70 лет. Пожелаем ей и в дальнейшей жизни стойкости и здравия, и поучимся у неё вере, любви и верности Господу!
Накануне праздника святого Богоявления и Крещения Господня, помня, что в Богоявленском храме, где Архиепископ Прокл ежегодно совершает Богослужение в этот день, хранится святой образ Чудотворной иконы Божией Матери Боголюбивая, я пришел в краеведческий музей города Симбирска, чтобы побеседовать об истории спасения этой иконы с работниками музея.
В начале 70-х годов, в «благословенные» советские времена, когда уже практически все церкви закрыли или уничтожили, в краеведческий музей города Ульяновска пришло известие из поселка Старая Майна, о том, чтобы сотрудники музея приехали и забрали церковные принадлежности, которые были перевезены туда по распоряжению руководителей района. Позднее при выезде на место, выяснилось, что церковная утварь привезена из церкви села Ивановка. Все эти годы храмовые иконы, частично сохранившееся ветхое облачение священников, чаши для причащения, и другие церковные предметы хранились в запертом храме села Ивановка. Но потом было замечено, что двери церкви взломаны и, чтобы не допустить хищения этих ценностей, они были перевезены в райисполком Старой Майны. Заведующий общественным отделом райисполкома Скобелев Петр Васильевич счел необходимым поставить в известность сотрудников краеведческого музея. Вспоминает главный хранитель фондов музея Феликс Александрович Долгов, в то время ему было всего-то около 30-ти лет:
«Позвонили из Старой Майны, сказали: «Приезжайте, посмотрите, заберите, что вам нужно для музея». Разговор был такой, что, если что-то нам было бы не нужно, то они готовы были это уничтожить за ненадобностью. Вся церковная утварь лежала в каком то подвале административного здания. Ну, во-первых, мы не могли взять много этих церковных вещей: иконы вообще не имели права брать в те времена. Помню, я видел: там даже кагор был в ящике. У нас было тогда в музее несколько старых икон, которые давно поступили, и мы больше не имели права брать. Среди всего прочего там была Боголюбивая икона. Очень большая, на оборотной стороне была надпись о её происхождении.
Во-вторых, мы не могли увезти много вещей, машина была маленькая. Погрузили, что смогли, взяли по образцу утвари, облачения. Ничего такого, что представляло особую художественную ценность, не было. Обиходные принадлежности обычной сельской церкви. И вот эта Боголюбивая икона. Мне говорят: забирайте эту икону, а мне куда её? Тем более: тогда, в те времена, мы не знали, что дальше будет, куда жизнь повернется. Не было никаких предпосылок для того, чтобы возможно опять открылись церкви и эти иконы понадобились когда-то! А сами мы вообще не имели возможности показывать иконы. Когда мы, например, делали экспозицию сельской избы и вешали небольшую иконочку где-то в углу, нас заставляли её снимать! Хотя какая деревенская изба в старину, да и в советское время была без иконы? Не было такого! А тут, вдруг, тем более такая большая икона! Я говорю: нам даже хранить её негде. И тогда Скобелев мне заявляет: «Или вы забираете эту икону, или её уничтожат!» Я её забрал. В машину сунули и увез. Жалко стало. Она как то приглянулась мне. Хорошо сохранилась, не такая уже старая была: всего сто с небольшим лет ей было. Ни осыпи не было, ничего такого, только немного внизу была такая небольшая седая полоса. Я представления тогда не имел, что икону эту считают чудотворной. Мы её привезли сюда, спустили вниз, в хранилище, повесили на стену, прикрыли от посторонних глаз каким-то каталожным шкафом, и она висела там двадцать лет!»
Фрагменты текста из акта о передаче иконы: «Икона Боголюбивая Пресвятая Богородица 1875 года, из церкви села Ивановка Старомайнского района. Изображение в рост. Со списком в правой руке. Вокруг головы нимб… Надпись в две строки? Сим образом явилась Пресвятая Богородица великому князю Андрею Георгиевичу Боголюбскому…
На оборотной стороне, черной краской сделана надпись: «Сия Святая икона сооружена иждивением рабы Божией бояриной Елизаветы по подлинной мере и по подлинной иконы находящейся в Обители Боголюбской близ города Владимира и освящена в той же Обители апреля 5-го дня 1875 года. Писал художник Иван Иванович Широков».
Акт передачи иконы «Боголюбивая» в краеведческий музей города Ульяновска датирован 18.01.1972 года. Обратите внимание на эту дату! В этот день отмечается Навечерие Богоявления. Крещенский сочельник. Канун престольного праздника храма, в который через двадцать лет будет передана Боголюбивая Икона!
- Феликс Александрович, как потом разворачивались события? Вспомните, как вы опять передавали икону церкви?
- «Пришли новые времена. Церковь обратилась к нам с просьбой возвратить икону, и мы её передали. То, что икона у нас, люди знали. Мы этого не скрывали, и старомайнцы сказали, что она у нас. Порой даже были случаи, когда приходили ко мне старухи и старики верующие, просили: «Христа ради, пусти поклониться, помолиться перед иконой!» Я просто в нарушение всех правил проводил этих людей в подвал, в фонды, где посторонним нечего делать, мы этого никогда не разрешаем делать. Было несколько таких случаев, я разрешал. Поэтому люди знали, что икона у нас. И когда появилась возможность такая, когда стали воссоздавать церкви, когда Церковь обратилась к нам, мы не воспрепятствовали. Мы передали две иконы: «Спас Нерукотворный», который хранится сейчас в Неопалимовском соборе и «Боголюбивую». После обращения к нам церковного руководства, до получения официального разрешения для передачи иконы, мы на целых два месяца выставили «Боголюбивую» в малом зале музея для того, чтобы люди могли прийти и увидеть икону».
Феликс Александрович работает в музее с 1969 года и помнит только несколько дней, когда в краеведческий музей города приходило так много народа, как это были в то время: «Если сказать сухим статистическим языком: план мы тогда сделали и перевыполнили! Люди приходили, брали билеты в музей, а шли все только к чудотворной иконе! Было очень много народу постоянно!»
20 сентября 1991 года Боголюбивая икона была передана Православной Церкви. После праздничного молебна с водосвятием, отслуженного архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом при большом стечении народа, со всеми подобающими почестями, с хоругвями и крестами, крестным ходом чудотворная икона Боголюбивая была перенесена в собор Неопалимая Купина. Затем передана в Старомайнский район в Богоявленский храм.
Вспоминает директор музея Юлия Константиновна Володина.
Юлия Константиновна была участником событий передачи святой иконы православной церкви.
- «Икона стояла долгие годы, сокрытая от возможных неприятностей, причем даже не все сотрудники музея знали об этом. Феликс Александрович, в те годы главный хранитель музея, оберегал её всевозможно.
Обратился к нам Владыка Прокл с тем, чтобы мы передали эту икону епархии, и они бы хотели видеть эту икону в том храме, в котором она была изначально размещена. Музей попросил у него только одно: то, что мы достаточно долгое время хранили эту икону, и нам бы хотелось показать её жителям области. Не все же сумеют приехать в Старомайнский район. В то время мы прямо так указали, что икона будет экспонироваться в музее, а потом будет передана Симбирской епархии. Два месяца у нас работала выставка одной иконы. Только одной иконы! Там в зале больше ничего не было. Приходило очень много народа! Очень много. Я считаю, что это был правильный шаг. Мы, потом, это поняли. Приходили люди разных возрастов. Кто-то приходил по зову своего внутреннего мира с верой, а кто-то приходил чисто из любопытства. Но я считаю, что это тоже правильно, потому что мы делаем одно дело: мы воспитываем, храним духовный мир, духовные ценности человека, его творения. Кто-то приходил смотреть на чудотворный образ, как на исторический культурный памятник эпохи. Поэтому народа было очень и очень много. Зальчик был небольшой. Как сейчас помню: были и инвалиды-колясочники, привозили детей инвалидов, чтобы они посмотрели, молились перед ней. Люди в это верили и потому, даже в музее они посчитали, что она, Боголюбивая, может им помочь! И мы посчитали, что мы тоже в какой-то мере, выставив её, тоже хоть кому-то в чем-то помогли!
Она настолько необыкновенная, что слов нет. Мы и в Петербург ездили, смотрели и каких только икон не видели в тех храмах, но наша: самая лучшая! Может быть: это из любви к родному краю, может быть из-за того, что это гордость наша, но я считаю, что наша лучше!
А потом состоялась торжественная церемония передачи. Приехали представители ульяновской епархии, состоялось торжественное Богослужение. Все приехали в парадных праздничных одеждах. Было очень красиво. Служба проходила в большом выставочном зале, куда была перенесена икона. Состоялась торжественная передача. Это было очень красиво. Людей было очень много. Такое событие состоялось в истории нашего музея и совместного содружества с нашей церковью. Наверное, именно потому, что Владыка понимает, что мы свято храним духовные ценности, он создал в музее личный архивный фонд, в котором хранятся переданные им экспонаты: архиерейское облачение, исторические фотографии. Так же просим лично вас сделать вклад в этот фонд, пополнив его своими историческими страницами православной фотолетописи. Благодарим вас за переданный в наш музей православный календарь, посвященный 20-летию воссоздания Симбирской епархии».
Сотрудникам музея разрешили сделать фотографию иконы, и сам Владыка написал на ней сотрудникам музея благодарственные слова. Музейные работники во все времена хранили всю историю. И эта икона тоже часть истории нашего народа.
январь 2010 года. Страничку летописи в историю Симбирской епархии написал Нафанаил. Фотографии главного хранителя и директора музея сделаны автором в этот же день.
Фотолетопись с места событий. Во славу Божию. Нафанаил.