Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

ГУЗ «Центр специализированных видов медицинской помощи им. В. П. Аваева». Богослужение возглавил наместник Собора Вознесения Господня г. Твери архимандрит Адриан (Ульянов).

После богослужения состоялось торжественное награждение благотворителей.

ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ

Из истории храма:

В Областном Центре специализированных видов медицинской помощи имени В.П. Аваева действует храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте (с грошиками)». Это уникальный храм: и больничный и приходской. Об этом храме рассказывает главный врач Центра – Конюхова Каринэ Александровна.

- В Рождественскую неделю, 10 января 2002 года, мне принесли документы, в которых было написано, что больница имени Аваева была первой бесплатной больницей для малоимущих православных жителей Твери и при ней существовал православный храм. За полтора года до этого, одна из моих сотрудниц принесла фотографию из старого журнала, на которой была изображена Аваевская больница, где над правым крылом здания просматривался купол церкви, но поскольку бумага была плохая и журнал был очень стырый было непонятно – этот купол находится над нашим зданием или он был где-то в глубине, где стоял храм Иоанна Предтечи. Была заказана историческая справка у сотрудников Тверского объединенного государственного музея. Стало известно, больница была построена в 1878 г. на средства Василия Петровича Аваева.

Династия Аваеых, которая с 1867 года носит звание потомственных почетных граждан, была широко известна в Твери своей обширной благотворительностью. О духовном подвиге этих просвещенных и благородных тверитян написано не мало. Для самых незащищенных и слабых знатный купец Василий Петрович Аваев на пожертвованный им капитал построил первую бесплатную лечебницу в Твери. Больница, по тем временам, была построена и оснащена на самом высоком уровне. При больнице была молельная комната в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Это была любимая икона Аваева и он подарил ее больнице. Через 20 лет, в 1899 году, вдова его брата, Елизавета Ивановна Аваева, поскольку у самого Аваева семьи не было, решила пристроить к больнице домовую церковь. И за 6 месяцев на ее средства храм был построен. Она была убеждена, что «призреваемые больные лишены возможности получать полное удовлетворение своих религиозных чувств», а значит, в полной мере им недостает душевного тепла и покоя. Освящение церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» было назначено глубокой осенью 1899 года. В то уже по-зимнему студеное утро в Затьмачье спешил народ. Чин освящения проводил известный богослов и историк - архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин). Кто побогаче, ехали на конках с извозчиками, кто победнее - шли пешком в самый конец Никольской улицы (ныне ул. С.Перовской), где целый квартал занимала Аваевская больница. Просторный двор с большим садом отделял больничные строения от жилых домов. Все тут изначально было продумано по-купечески основательно, с грамотным инженерным и хозяйским расчетом. Чтоб и больничному люду было хорошо, и соседям спокойно.

Сведения о храме встречаются до 1930-го года, потом всякая информация о храме исчезает. На долгие годы забвение и людское беспамятство поглотили храм-целитель. Но он выжил и в начале XXI века открылся нам заново. Сама больница никогда не закрывалась. В ее здании в советское время размещались в разные периоды различные лечебные учреждения, помещение храма было перестроено под нужды больницы – разделен на два этажа – регистратура и конференц-зал. В последние шестнадцать лет – с 1985 по 2001 гг. – здесь располагалась поликлиника областного кожно-венерологического диспансера.

И до недавнего времени никто не знал, что там была церковь. Однако удивительное чувство было у всех, кто работал здесь в те годы. Не знали о том, что работаем в храме, но чувствовали, что в нашем доме тепло. В этом здании всегда было очень хорошо. Врачи отмечали, что там отходили все печали и заботы. Приходишь «заведенный», а уходишь умиротворенный, недуги отступали, тревоги уходили.

После 10 января 2002 г. мы стали более подробно изучать историю больницы: были обнаружены фотографии храма, иконостаса, интерьера. В то время нам очень помог отец Борис Ничипоров. 12 января 2002 г. я приехала на службу к о. Борису в Селихово. Там служил Владыка Виктор, я ему показала фотографии и взяла благословение на восстановление храма. В апреле 2002 г. был создан благотворительный фонд по восстановлению церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Владыка сказал тогда, поскольку такой храм в Твери уже есть, пусть этот храм называется «Всех скорбящих Радосте с грошиками», потому что в праздник одной иконы он не сможет служить одновременно в двух храмах.

В новой истории церкви много сакральных совпа­дений. Замечательно, что архивные материалы по церкви пришли к нам 10 января 2002 года, после Рождества, на Святки. Они пришли, успев к началу реконструкции здания, в то са­мое время, когда было еще возможно внести из­менения в проект, предусмотрев восстановление церкви. С пониманием и поддержкой встретили идею о восстановлении домовой церкви при Аваевской больнице руководители области. Они стали нашими единомышленниками.

Для нас история Аваевской больницы и церкви при ней - нравственный урок, экзамен на духовность. Нам очень хотелось бы, чтобы память о великодушных благоде­телях Василии Петровиче и Елизавете Ивановне Аваевых жила в сердцах тверских жителей и чтобы пример такого разумного пожертвования на человеколюбивое и богоугодное дело выз­вал в Твери и области как можно больше последователей.

…Русские люди всегда особо почитали Божию Матерь. К ней прибегали за поддержкой и помощью, ее молили о спасении. Повсеместно распространено было почитание Скорбященской Богоматери. На всех списках она по канону в окружении людей страдающих. Заступницей Небесной зовут Ее люди.

К нашей великой радости, больничный храм Аваевской больницы ожил. По решению Епархиального совета он назван в честь Скорбященской Богоматери (с грошиками). История этой иконы очень интересна. Осенью 1888 года в пригороде Санкт-Петербурга разразилась страшная гроза. Молния ударила прямо в часовню, где находился образ Богоматери. Все внутри оказалось обожженным дочерна. Осталась невредимою лишь эта икона. Кружка для пожертвований разлетелась вдребезги, а медные грошики так навсегда и приклеились к иконе, дав ей свое название. Эти грошики, словно слезы людские, с которыми шли к Богоматери люди. Так же, с болью и слезами, писались многие страницы аваевского храма в двадцатом веке.