Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Согласно поручению Президента РФ от 2 августа 2009 года № Пр-2009 по итогам встречи с лидерами традиционных российских религиозных организаций 21 июля 2009 года и распоряжению Правительства РФ от 11 августа 2009 года № ВП-П44-4632 поставлена задача введения преподавания в школах предметов по основам религиозных культур и светской этики.

Тверская область включена в число 19 регионов Российской Федерации, в которых проходит апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Проект будет реализовываться в течение 2-х лет.

22 июня 2010 года в Твери состоялся региональный семинар – совещание на тему: «Промежуточные результаты апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Тверской области: первые итоги и перспективы». В работе семинара приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образовании (г. Москва), департамента образования Тверской области, Тверского областного института усовершенствования учителей, специалисты муниципальных органов управления образованием, директора школ, преподаватели – тренеры, учителя, представители отдела религиозного образования и катехизации Тверского епархиального управления.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Елена Владимировна Леонтьева, заместитель начальника Департамента гуманитарной политики и общественных связей Управления Президента РФ во внутренней политике.

О первых итогах и перспективах апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в экспериментальных регионах рассказал ректор АПКиППРО Эдуард Михайлович Никитин.

На совещании было отмечено следующее:

• в Тверской области разработана нормативная база по сопровождению апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

• соблюдены принципы апробации нового учебного курса;

• взаимодействуют органы исполнительной власти в образовании с религиозными организациями;

• учтены запросы родителей на изучение их детьми основ религиозных культур и светской этики.

В Тверском регионе выборы родителей распределились следующим образом:

- основы православной культуры – 62,3%;

- основы мусульманской культуры – 0,2%;

- основы светской этики – 31,6%;

- основы мировых религий – 5,9 %.

не выбранными остались модули «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры».

• все общеобразовательные учреждения обеспечены методическими комплектами курса;

• проводится мониторинг условий апробации, общественного мнения.

В 2009 году в рамках подготовки к апробации нового предмета в школах заключен Договор о сотрудничестве Тверского областного института усовершенствования учителей с Тверской и Кашинской епархией Русской Православной Церкви. На основании Договора утвержден координационный совет по введению комплексного курса в светские школы. Важнейшей составляющей проекта стало повышение квалификации преподавателей – тренеров в АПКиППРО в Москве и подготовка педагогов в регионе.

На первом этапе апробации в феврале текущего года обучено 122 преподавателя – тренера Тверского региона в Москве. Сертификаты получили 116 человек.

На втором этапе апробации с 1 марта по 31 марта преподаватели-тренеры обучали педагогов области и г. Твери. Всего обучено 1833 педагога.

На третьем этапе апробации с 1 апреля (в последней четверти учебного года) началось преподавание нового предмета в 4-х классах всех муниципальных общеобразовательных учреждениях Тверской области – 604 общеобразовательных школах. К изучению нового предмета приступило 10572 учащихся 4 –х классов.

Тверским областным институтом усовершенствования учителей было проведено социологическое исследование общественного мнения относительно промежуточного результата апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». По данным исследований, представленных на совещании, положительно к введению в учебный процесс школ нового курса отнеслось:

• 88,1% - родителей

93,5 % - учителей

92,8 % - руководителей школ

91,0 % - представителей органов исполнительной власти

83,3 % - представителей религиозных организаций.

Положительное значение введения курса:

66,7 % - духовное и культурное развитие детей

61,7% - расширение кругозора детей

58,4 % - повышение нравственности детей

49,4% - формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям

47,4% - воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России

44,8% - формирование уважительного отношения к старшим

50% - приобщение молодежи к вере (представители религиозных организаций).

Целесообразность преподавания курса в школах после окончания апробации:

76% - да

13% - нет

11% - затруднились ответить

На вопрос «Что тебе понравилось на уроках?» учащиеся ответили:

62,0 % - изучение праздников и традиций

67,8% - беседы о хороших и плохих поступках людей

54,7% - беседы о нравственных качествах человека (доброта, ответственность и т.д.)

19,5 % - игры и театральные инсценировки

49,2% - работа на компьютере

24,7 – знакомство с памятниками культуры (картины, священные книги, здания и т.д.)

Результаты анкетирования родителей показали:

76% - не испытывали трудностей с выбором модуля для обучения ребенка

Для 22,8% респондентов трудности выбора модуля связаны:

4,4% - с различным мировоззрением членов семьи

24,6% - с настороженностью к новому курсу, недоверием к нововведением

16,5% - с недостаточностью информации о содержании модулей курса

2,2% - с нежеланием участвовать в апробации курса

17,6% - затруднились ответить

Проблемы, выявленные в результате анкетирования:

• Тексты учебников не совсем понятны для 19% учащихся

• Преподаватели (29%) считают, что тексты трудны для восприятия учащихся

• Часть семей (12%) не принимают участие в обсуждении с ребенком материала, изученного на уроках

• Выбор родителями модуля был затруднен в 16 % недостаточностью информации о курсе

• Нарушено право родителей на свободный выбор модуля для обучения ребенка (7,8% родителей согласились с пожеланиями руководства школы)

• Параллельное изучение самостоятельного предмета ОПК в регионе (в классах, где был выбран модуль ОПК, у учащихся было в неделю 3 часа)

• Интерес в регионе к апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» проявили представители только Русской Православной Церкви».

Положительные аспекты анкетирования:

• Большинство респондентов положительно относятся к ведению в учебный процесс школ нового курса;

• Уроки очень интересны для 82 % учащихся;

• Учебное пособие «Книга для родителей» признана очень полезной среди

77 % опрошенных;

• По мнению 86 % родителей изучаемый модуль курса очень нравится детям;

• Целесообразность преподавания курса в школах после окончания апробации подтвердили 76 % респондентов;

• Представители религиозных организаций (83%) выразили готовность активно участвовать в решении вопросов хода апробации курса;

• Большинство (83,3%) представителей религиозных организаций для совершенствования курса готовы оказывать консультативную помощь, одна треть из них – принимать участие в обсуждении учебных пособий и методических материалов по курсу.

На семинаре был представлен опыт работы учителей Тверской области по проекту, который свидетельствует о том, что педагоги понимают концептуальные положения курса, заинтересованы и творчески относятся к его преподаванию.

В ходе обсуждения были выявлены проблемы, которые требуют решения:

- учебно-методический комплект по курсу является недостаточным, многие педагоги испытывают дефицит знаний по преподаванию отдельных модулей;

- необходимы методические рекомендации по каждому модулю;

- несмотря на то, что в процессе подготовки учителей школ уделялось особое внимание методике преподавания, современным технологиям, учителя испытывают потребность в дополнительном повышении квалификации;

- в регионе отсутствует единая система показателей оценки эффективности апробации курса.

Педагогами было высказано ряд замечаний по содержанию учебных пособий и срокам проведения эксперимента (IV четверть 4 класса и I четверть 5 класса).

На семинаре было отмечено, что апробация комплексного учебного курса в Тверском регионе имеет постоянное информационное сопровождение. Информация представляется регулярно в Академию повышения квалификации (АПКиППРО) г. Москва, в Межведомственный Координационный Совет департамента государственной политики в образовании, в Управление информационной политики и общественных связей при аппарате губернатора Тверской области, проводятся совещания с руководителями муниципальных органов управления образованием.

Информация о комплексном учебном курсе размещалась на сайте департамента образования Тверской области, Тверского областного института усовершенствования учителей, сайте Тверской епархии РПЦ. Информацию об апробации курса в Тверском регионе размещали всероссийские компании: телерадиокомпания «МИР», информационная программа в интернете «ИНФОКС», радиостанция «Эхо Москвы».

Участниками семинара было принято ряд конструктивных решений.

/Отдел религиозного образования и катехизации

Тверского епархиального управления/

Согласно поручению Президента РФ от 2 августа 2009 года № Пр-2009 по итогам встречи с лидерами традиционных российских религиозных организаций 21 июля 2009 года и распоряжению Правительства РФ от 11 августа 2009 года № ВП-П44-4632 поставлена задача введения преподавания в школах предметов по основам религиозных культур и светской этики.

Тверская область включена в число 19 регионов Российской Федерации, в которых проходит апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Проект будет реализовываться в течение 2-х лет.

22 июня 2010 года в Твери состоялся региональный семинар – совещание на тему: «Промежуточные результаты апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Тверской области: первые итоги и перспективы». В работе семинара приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образовании (г. Москва), департамента образования Тверской области, Тверского областного института усовершенствования учителей, специалисты муниципальных органов управления образованием, директора школ, преподаватели – тренеры, учителя, представители отдела религиозного образования и катехизации Тверского епархиального управления.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Елена Владимировна Леонтьева, заместитель начальника Департамента гуманитарной политики и общественных связей Управления Президента РФ во внутренней политике.

О первых итогах и перспективах апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в экспериментальных регионах рассказал ректор АПКиППРО Эдуард Михайлович Никитин.

На совещании было отмечено следующее:

• в Тверской области разработана нормативная база по сопровождению апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

• соблюдены принципы апробации нового учебного курса;

• взаимодействуют органы исполнительной власти в образовании с религиозными организациями;

• учтены запросы родителей на изучение их детьми основ религиозных культур и светской этики.

В Тверском регионе выборы родителей распределились следующим образом:

- основы православной культуры – 62,3%;

- основы мусульманской культуры – 0,2%;

- основы светской этики – 31,6%;

- основы мировых религий – 5,9 %.

не выбранными остались модули «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры».

• все общеобразовательные учреждения обеспечены методическими комплектами курса;

• проводится мониторинг условий апробации, общественного мнения.

В 2009 году в рамках подготовки к апробации нового предмета в школах заключен Договор о сотрудничестве Тверского областного института усовершенствования учителей с Тверской и Кашинской епархией Русской Православной Церкви. На основании Договора утвержден координационный совет по введению комплексного курса в светские школы. Важнейшей составляющей проекта стало повышение квалификации преподавателей – тренеров в АПКиППРО в Москве и подготовка педагогов в регионе.

На первом этапе апробации в феврале текущего года обучено 122 преподавателя – тренера Тверского региона в Москве. Сертификаты получили 116 человек.

На втором этапе апробации с 1 марта по 31 марта преподаватели-тренеры обучали педагогов области и г. Твери. Всего обучено 1833 педагога.

На третьем этапе апробации с 1 апреля (в последней четверти учебного года) началось преподавание нового предмета в 4-х классах всех муниципальных общеобразовательных учреждениях Тверской области – 604 общеобразовательных школах. К изучению нового предмета приступило 10572 учащихся 4 –х классов.

Тверским областным институтом усовершенствования учителей было проведено социологическое исследование общественного мнения относительно промежуточного результата апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». По данным исследований, представленных на совещании, положительно к введению в учебный процесс школ нового курса отнеслось:

• 88,1% - родителей

93,5 % - учителей

92,8 % - руководителей школ

91,0 % - представителей органов исполнительной власти

83,3 % - представителей религиозных организаций.

Положительное значение введения курса:

66,7 % - духовное и культурное развитие детей

61,7% - расширение кругозора детей

58,4 % - повышение нравственности детей

49,4% - формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям

47,4% - воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России

44,8% - формирование уважительного отношения к старшим

50% - приобщение молодежи к вере (представители религиозных организаций).

Целесообразность преподавания курса в школах после окончания апробации:

76% - да

13% - нет

11% - затруднились ответить

На вопрос «Что тебе понравилось на уроках?» учащиеся ответили:

62,0 % - изучение праздников и традиций

67,8% - беседы о хороших и плохих поступках людей

54,7% - беседы о нравственных качествах человека (доброта, ответственность и т.д.)

19,5 % - игры и театральные инсценировки

49,2% - работа на компьютере

24,7 – знакомство с памятниками культуры (картины, священные книги, здания и т.д.)

Результаты анкетирования родителей показали:

76% - не испытывали трудностей с выбором модуля для обучения ребенка

Для 22,8% респондентов трудности выбора модуля связаны:

4,4% - с различным мировоззрением членов семьи

24,6% - с настороженностью к новому курсу, недоверием к нововведением

16,5% - с недостаточностью информации о содержании модулей курса

2,2% - с нежеланием участвовать в апробации курса

17,6% - затруднились ответить

Проблемы, выявленные в результате анкетирования:

• Тексты учебников не совсем понятны для 19% учащихся

• Преподаватели (29%) считают, что тексты трудны для восприятия учащихся

• Часть семей (12%) не принимают участие в обсуждении с ребенком материала, изученного на уроках

• Выбор родителями модуля был затруднен в 16 % недостаточностью информации о курсе

• Нарушено право родителей на свободный выбор модуля для обучения ребенка (7,8% родителей согласились с пожеланиями руководства школы)

• Параллельное изучение самостоятельного предмета ОПК в регионе (в классах, где был выбран модуль ОПК, у учащихся было в неделю 3 часа)

• Интерес в регионе к апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» проявили представители только Русской Православной Церкви».

Положительные аспекты анкетирования:

• Большинство респондентов положительно относятся к ведению в учебный процесс школ нового курса;

• Уроки очень интересны для 82 % учащихся;

• Учебное пособие «Книга для родителей» признана очень полезной среди

77 % опрошенных;

• По мнению 86 % родителей изучаемый модуль курса очень нравится детям;

• Целесообразность преподавания курса в школах после окончания апробации подтвердили 76 % респондентов;

• Представители религиозных организаций (83%) выразили готовность активно участвовать в решении вопросов хода апробации курса;

• Большинство (83,3%) представителей религиозных организаций для совершенствования курса готовы оказывать консультативную помощь, одна треть из них – принимать участие в обсуждении учебных пособий и методических материалов по курсу.

На семинаре был представлен опыт работы учителей Тверской области по проекту, который свидетельствует о том, что педагоги понимают концептуальные положения курса, заинтересованы и творчески относятся к его преподаванию.

В ходе обсуждения были выявлены проблемы, которые требуют решения:

- учебно-методический комплект по курсу является недостаточным, многие педагоги испытывают дефицит знаний по преподаванию отдельных модулей;

- необходимы методические рекомендации по каждому модулю;

- несмотря на то, что в процессе подготовки учителей школ уделялось особое внимание методике преподавания, современным технологиям, учителя испытывают потребность в дополнительном повышении квалификации;

- в регионе отсутствует единая система показателей оценки эффективности апробации курса.

Педагогами было высказано ряд замечаний по содержанию учебных пособий и срокам проведения эксперимента (IV четверть 4 класса и I четверть 5 класса).

На семинаре было отмечено, что апробация комплексного учебного курса в Тверском регионе имеет постоянное информационное сопровождение. Информация представляется регулярно в Академию повышения квалификации (АПКиППРО) г. Москва, в Межведомственный Координационный Совет департамента государственной политики в образовании, в Управление информационной политики и общественных связей при аппарате губернатора Тверской области, проводятся совещания с руководителями муниципальных органов управления образованием.

Информация о комплексном учебном курсе размещалась на сайте департамента образования Тверской области, Тверского областного института усовершенствования учителей, сайте Тверской епархии РПЦ. Информацию об апробации курса в Тверском регионе размещали всероссийские компании: телерадиокомпания «МИР», информационная программа в интернете «ИНФОКС», радиостанция «Эхо Москвы».

Участниками семинара было принято ряд конструктивных решений.

/Отдел религиозного образования и катехизации

Тверского епархиального управления/

Яндекс.Метрика