Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

ТРИ СОСИСКИ НА ВЕСАХ

На днях районный антикризисный штаб пригласил для разговора руководителей торговых предприятий. Владельцев и директоров спрашивали, что они сами могут сделать для поддержки малообеспеченных земляков и какие есть встречные предложения к районной власти.

Казалось, должен был последовать обмен мнениями. Ведь каждый, идя на обсуждение антикризисных мер, наверняка что-то анализировал, обсуждал с коллегами. Но вместо обмена мнениями в конференц-зале повисла мертвая тишина.

Инициаторы встречи пытались приглашенных разговорить, обращались к предпринимателям поименно, но все тщетно. Бизнесмены сами стали жаловаться на тяготы жизни. Хозяйка магазинчика на Ферме говорила, что раньше люди приходили за килограммом сосисок, а теперь покупают поштучно. Военные явно растягивают свой скудный заработок и экономят на еде. От этого, по словам владелицы магазина, становится страшно, в том числе и за судьбу своего дела. Торговые объемы с начала года упали в ее магазинчике шаговой доступности уже чуть ли не вполовину.

Тем не менее торговый павильон свое слово держит и обеспечивает объявленные скидки в 3% всем пенсионерам. Что бы они ни покупали. Обнаружился, кстати, этический момент. Далеко не все пенсионеры ради скидок согласны обнаружить свой социальный статус. То есть поддержку нуждающимся надо еще предложить в особо деликатной форме. Мы хоть и бедные, но гордые. Хозяйка магазина подытожила свое выступление так: розничная торговля сама сейчас нуждается в поддержке.

Тут слово взял представитель городской администрации, который заметил, что такой поддержкой сергиевопосадские малые предприятия уже пользуются. В этом году город не поднимал арендную плату, чтобы смягчить последствия экономического кризиса на малый бизнес. Но на бизнесменов этот довод особого впечатления не произвел: единицы сидят на муниципальных площадях. Никак не отреагировали предприниматели и на сообщение городской власти, что в южные города отправлены послания с предложением навести торговые мосты. Кажется, после такого антикризисного проекта тишина в зале стала еще плотней.

Ее нарушил только молодой бизнесмен, который говорил, что его торговая сеть намерена внедрить скидки для малообеспеченных по целым группам товаров и заявить целый комплекс антикризисных мер.

По его словам, все, что нужно для осуществления этого плана, — это широкое информирование населения в прессе. Информационную поддержку бизнесмену тут же пообещали. Правда, о чем конкретно информировать население, так никто и не понял. На этом совещание окончательно выдохлось, и участники немногословной встречи распрощались.

"Заговор молчания" торговых предпринимателей удивил, и мы решили расспросить их за дверями конференц-зала. Не может же такого быть, чтобы у самой энергичной части местного бизнес-сообщества не было никаких соображений, как выживать в кризис. Обращаемся к автору заявленной антикризисной программы, предлагаем молодому предпринимателю немедленную информационную поддержку. Только расскажите, где для малоимущих подешевели товары и какие еще есть идеи на эту актуальную тему. Выясняется, что над проектом еще работают, а в итоге в нескольких магазинах для пенсионеров будет действовать скидка на некоторые товары. Например, на два вида молочных продуктов. Что говорить, сильный ход. Представительница местной торговой сети сказала, что система скидок у них действует уже три года. На руках у постоянных покупателей более восьми тысяч накопительных карточек. Выкупив товара на полторы тысячи рублей, автоматически начинаешь пользоваться пятипроцентными скидками. То есть простейший рычаг скидок торговая сеть давно применяет. Тот, кто хочет экономить на продуктах, эту услугу отметил и активно пользуется предложением. Оказывается, на совещание представительница сети пришла за тем, чтобы услышать от властей интересные и взаимовыгодные схемы сотрудничества. Но разговор по существу еще не начат.

Опытного торгового специалиста удивила переписка горадминистрации с южными регионами о возможных продуктовых поставках. Такой подход она считает полнейшей иллюзией. Сейчас Кубань предлагает новую серию натуральных продуктов отличного качества. От посредника продукция приходит с большой добавкой в цене. Если торговая сеть попытается выбирать продукт напрямую, без посредников, ей предложат закупать товар большими партиями, а для удобства существует торговая площадка и прайс-листы. Для одного предприятия такие объемы велики, а вот для нескольких — это вариант.

Такой работой должна бы заниматься торгово-промышленная палата, но она за последние годы ничего, кроме хилых розничных ярмарок, не проводит. За редкими исключениями здесь один и тот же довольно дорогой товар. А вот о заключении перспективных сделок, о полезных для района контрактах с южными регионами никто не думает. Опытные предприниматели вспоминали урок десятилетней давности с дефолтом. Тогда за две недели восстановили после глубокого шока свой продовольственный рынок. Удалось это именно потому, что район наводил партнерские мосты с регионами, проводил под эгидой ТПП ярмарки перспективных контрактов и систематически анализировал все свои ресурсы, особенно продовольственные.

А вот как работает в условиях кризиса сама торговля. В «Торговых рядах» словно не слыхали, что яйцо подешевело, здесь цена стабильно в полтора раза дороже средней по городу. В фирменной хлебной палатке на вокзале местная продукция дороже, чем в сельском магазине, рублей на пять. В Птицеграде можно встретить на прилавке яйцо из Тюмени.

В магазине головных уборов в самый торговый сезон на вопрос, а где же недорогой и остромодный щелковский фетр, скучающие продавщицы отвечают:

— А зачем нам недорогой товар? Купят за день пару дорогих шляп — и ладно...

Так чего же удивляться, что розница упала. Кризис как раз подходящий случай для торговли проверить, улавливает ли она запросы покупателей или давно оторвалась от земли. Недавно информационные каналы облетела новость: в одном сибирском городе хлеб подешевел сразу вдвое. Оказывается, местный хлебозавод стал торговать своим товаром с автолавок. А что, отличная антикризисная программа для торговли.