Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
в день памяти архангела михаила, 19 сентября, по благословению митрополита хрисанфа, группа паломников уржумского благочиния совершила поездку к святыням марийской епархии.
первым местом поклонения стала мироносицкая женская пустынь с. ежова, близ г. йошкар-олы, которая отмечала в этот день престольный праздник.
возникновение обители относится к 1647 году, когда явленный чудотворный образ владимирской пресвятой богородицы со святыми женами-мироносицами (икона мироносицкая или царевококшайская) положил начало основанию мироносицкой пустыни в царевококшайском уезде. эта икона стала общерусской православной святыней, небесной покровительницей марийского края. святой образ притягивал к себе богомольцев из разных мест. огромное стечение народа, свыше 3 тысяч богомольцев, к чудотворному образу в мироносицкую пустынь наблюдалось три раза в год: 1 (14) мая - в день явления иконы; на 3-ю неделю после пасхи - неделю прославления жен-мироносиц и 23 июня (6 июля) - в день владимирской иконы божией матери. особенное почитание было среди жителей из яранского и уржумского уездов вятской губернии, которые приходили пешком и приезжали в эти дни к святыне. поклонившись святыне, паломники посещали святой ключ недалеко от обители.
таким образом, наше посещение стало возобновлением древней традиции поклонения святыне. старые прихожане еще помнят, как их предки ходили в монастырь.
помолившись ранним утром на воскресной полунощнице с акафистом богородице, а затем на торжественном богослужении: литургии и молебне, прихожане приняли участие в крестном ходе со святыней. по окончании служб поклонились другим святыням и большому количеству святых мощей. особой радостью для нас, вятских, было увидеть рядом с чудотворной иконой богородицы большой писаный образ преподобного матфея яранского (к слову сказать, образа нашего святого обязательно висят в каждом храме епархии и смежных помещениях), также иконы собора вятских святых, новомучеников марийских, среди которых образ священномученика анатолия ивановского, расстрелянного в уржуме. также сестры провели паломникам экскурсию по монастырю, рассказав об истории монастыря, его возвышении, осквернении и современном восстановлении.
подробно о монастыре можно прочитать здесь.
затем паломники отправились в церковь рождества пресвятой богородицы с. семеновка, пригорода г. йошкар-олы. она до недавнего времени была центром епархиального управления, и даже в советские времена церковь оставалась действующей. богослужение в ней прекращалось лишь на 4 года (1940-1944 гг.). здесь мы встретились с настоятелем церкви, председателем комиссии по канонизации марийской епархии иереем михаилом ильиным, который провел экскурсию по храму. поклонившись святыням храма, мы с особым чувством приложились к чтимому списку образы богородицы 'в скорбех и печалех утешение', копия нашей вятской святыни, которая с 1863 года находится в г. слободском. также выделяется икона преподобного трифона вятского, как святого близкого и почитаемого на марийской земле.
также руководитель рабочей группы по сбору материалов о новомучениках 20 века вятской епархии встретился с руководителем и сотрудниками комиссии по канонизации марийской епархии. в ходе встречи были обсуждены вопросы взаимодействия и сотрудничества по обобщению материалов о новомучениках, пострадавших на территории вятской и марийской епархий.
затем по благословению архиепископа йошкар-олинского и марийского иоанна посетили музей истории города йошкар-олы, где проходит выставка 'за христа пострадавшие', посвященная самой трагической странице истории русской православной церкви - большевистским гонениям в период с 1918 по 1941 год. мы имели возможность не только ознакомиться с историческими сведениями, но и увидеть внешний облик страдальцев за веру: экспозиция иллюстрирована большим количеством фотографий - дореволюционных и советских, профессиональных и любительских, художественных и извлеченных из документов. здесь можно увидеть и фотокопии важнейших документов, хранящихся в государственных архивах марий эл, кировской области, архиве уфсб по рмэ: приговор тройки нквд священномученику леониду (антощенко), приказы чк о проведении репрессий против духовенства, различные церковные документы и многие другие. также здесь экспонируется богослужебное облачение и личные вещи священномученика иерея михаила березина и архиерейская риза одного из марийских епископов 1930-х годов. экспозиция о новомучениках духовно объединяет наши епархии, многие из них несли послушания, или претерпели гонения на вятской земле.
в конце поездки посетили еще ряд вновь построенных храмов города, и на обратном пути помолились в часовне преподобного матфея яранского, который зримо, чрез святые образа, сопровождал нас весь день.