Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

новости

3 октября 2010 г.

воскресная литургия в смоленском свято-успенском кафедральном соборе

воскресную божественную литургию в свято-успенском кафедральном соборе совершили два архиерея: епископ смоленский и вяземский феофилакт и викарий московской епархии епископ павлово-посадский кирилл, в сослужении духовенства собора.

песнопения на воскресном богослужении исполняли архиерейский хор и хор смоленской православной гимназии №1.

в проповеди на евангельское чтение, в котором, говоря о царствии небесном, господь иисус христос приводит притчу о злом рабе, которому царь простил его долги, а тот, вышедши от господина своего, не простил товарищу меньшего долга, за жестокосердие свое был отдан господином истязателям, пока не вернет ему всего долга, преосвященнейший владыка феофилакт отметил:

– пред богом каждый из нас – должник. мы живем не своей жизнью. все, что мы видим, и к чему прикасаемся в нашей жизни – все дано нам. бог от нас не требует возвращения долга. он лишь только ждет от нас благодарного сыновнего отношения к тому, что мы имеем, потому что бог все то, что мы имеем, дает нам не для того, чтобы нас держать около себя. нет, он дает так, как отец, чтобы жил его сын, его дочь. он дает с любовью, взамен ища только одного – благодарности.

в чем может быть наша благодарность богу за его милости? открываем евангелие – ищем ответ на этот вопрос: «кто ближнему сделал что-либо, тот мне сотворил». как ты хочешь бога благодарить? ближнему делай. давай, действуй, и знай, что бог, видя твое действо по отношению к ближнему, как любящий царь все то, что дал тебе, навсегда тебе оставит и никогда больше не потребует.

при этом ближнему-то давать нужно намного меньше, чем самому царю. но разве это, если говорить языком современным, не выгодно? разве это не обогащает нас?

что случается на деле? на деле нередко, когда кто-то из тех, кто рядом с нами, неким образом начинает зависеть от нас, боже мой, что с нами начинает происходить. когда мы знаем, что кто-то от нас зависит, кто-то нам должен – здесь уже берегись. если этот долг не верну прямым образом, то каждый раз этому человеку буду напоминать: «а помнишь, как я тебе тогда помог? а помнишь, как я тебе тогда сделал?» и так до бесконечности, до злобы, до ненависти. и не только этому человеку, но и другим: «вот я ему столько всего, боже мой, сделал…» на кого тогда мы похожи? на того, кто не простил долгов, не оставил и не забыл их. а тот, кто не простил, тот отдан в руки мучителю. а кто же такие мучители? – бесы, страсти, грехи – они нападают на человека так, что начинают терзать его до глубокой боли. сначала человек, памятуя о том, что кому-то что-то он сделал, к этому относиться спокойно, но проходит время и его изнутри начинает распекать до невозможной боли, хочется владеть и сжимать свою руку над жизнью другого человека все крепче и крепче. хочется владеть им так, будто бы ты тот самый царь, который все тебе и дал, но только без любви.

и, боже мой, сколько было сделано доброго, но сколь мало этого доброго выросло в других благодарным семенем. сколь мало это доброе, что мы сделали, нас самих обогатило. почему? да потому, что не могли прощать, потому что не могли делать и об этом больше не вспоминать, потому что всегда делали только для себя, потому что забывали, что все, что мы делали, нам дано царем, который большее простил. и тогда он отдает в руки мучителей. и тогда эти мучители нападают на человека, и тогда человек начинает стенать и говорить: «ну, разве я другим не делал? почему же теперь столько зла на меня обрушилось? за что же я теперь плачу? почему же теперь я так одинок? почему же теперь я так болею, разве я все не отдавал другим?» нет. потому что все, что ты отдавал, ты требовал обратно, требовал, никому ничего не прощая. и вот теперь в руках мучителя.

сегодняшнее евангельское чтение как нерв, который сообщает нам важное движение, побуждает нас к поступку. может быть, сейчас здесь в храме, во время совершения божественной литургии, кому-то из нас хватит силы, наконец, простить все то, что кто-то нам должен, и забыть то, что кому-то я отдал, хотя бы одному человеку. может быть, кому-то из нас хватит смелости, и решительности, и любви как царю оставить все тому, кто так жаждет нашей милости. дай бог, чтобы такой силы нам хватило, дай бог, чтобы суд божий был милостив к нам, чтобы эта милость божия была бы откликом на нашу милость. мы просим господа простить нам и наши неправды и кривды. но прежде, чем просить о прощении, сами простим, чтобы отпустив из своих рук то, что отдали, принять от бога то, что дарует он нам – несравненно большее, то, что здесь ценно, и в вечности этим приобретается царство божие.

по окончании божественной литургии епископ кирилл, по благословению святейшего патриарха московского и всея руси кирилла принимавший официальное участие в торжествах по случаю празднования 450-летия спасо-преображенского монастыря г. рославля, выразил благодарность смоленскому архиерею за теплый прием и насыщенное событиями и впечатлениями знакомство с епархией.

в ответном обращении преосвященнейший епископ феофилакт поблагодарил владыку кирилла за дружественную и молитвенную поддержку в юбилейных торжествах рославльской обители. также в адрес наместника донского монастыря прозвучали слова пожелания помощи божией в святительских трудах и руководстве комитетом по взаимодействию с казачеством . в память о посещении смоленской епархии епископу кириллу был преподнесен образ смоленской иконы божией матери «одигитрии».

затем епископ феофилакт провел небольшую экскурсию для гостя епархии, подробно рассказав о святынях свято-успенского кафедрального собора.