Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

международный семинар «богословие радости в свете наследия прот. александра шмемана» прошел в москве

30.11.2010 13:27

источники: благовест-инфо / седмица.ru

москва. 25-26 ноября в библиотеке-фонде «русское зарубежье» имени а.солженицына (бфрз) состоялся второй международный семинар, посвященный наследию протопресвитера александра шмемана (1921-1983). организаторы-сотрудники бфрз выбрали тему, которая занимает важное место в жизни и творчестве известного богослова и пастыря хх в. и побуждает к разговору об актуальных проблемах современной церковной жизни - «богословие радости». география единомышленников, готовых поделиться своим мнением по этой теме, обширна: это разные города россии (москва, новгород великий, иваново, санкт-петербург, колыма и др.) и страны дальнего зарубежья (англия, италия, франция).

открытие семинара было не официальным: после краткой литии елена дорман, хорошо знавшая о.александра шмемана, начала с «личной ноты»: было зачитано письмо ольги меерсон (сша) - духовной дочери о.александра, супруги его близкого друга - о.михаила меерсона-аксенова. ольга меерсон пишет о свойственном о.александру «пасторате радости». «мудрый и веселый духовник», «пастырь, сослужащий при пастыре добром - и в первую очередь, добром, а не только всесильном, всеправедном и т.д.» - эти благодарные слова о духовном наставнике и старшем друге создали особый настрой для участников конференции.

первым свой доклад «забывая заднее и простираясь вперед... литургическая эволюция на рубеже тысячелетий» представил священник антоний лакирев. главный тезис о.антония - литургическая реформа в русской православной церкви, о которой много лет ведутся оживленные споры, фактически уже совершается «явочным порядком». нельзя не заметить главное: в центре этих изменений - «возвращение исключительного места таинства евхаристии» в жизни христиан. распространение церковного просвещения, доступность богослужебных текстов и их разных переводов, новые информационные технологии дают возможность каждому желающему вникнуть в содержание таинств; «вопрос о тайных молитвах уже стал абстрактным, особенно при наличии микрофона»; за 20 лет церковного возрождения изменилось отношение к частоте причащения. по мнению о.антония, потеряла свою актуальность и проблема богослужебного языка: «она не решена, а просто перестала быть проблемой». таким образом, «милостью божьей все эти изменения уже произошли, без конфликтов и враждебности», подытожил священник.

этот доклад вызвал оживленную дискуссию, и особенно - в части проблемы богослужебного языка, что заставляет усомниться в предположении докладчика о ее неактуальности.

«радость - та черта характера, которая передает всю глубину духовного опыта о.александра шмемана», -- начал свое выступление преподаватель пстгу петр михайлов. он сделал доклад «литургический символизм прот. александра шмемана». отметив влияние его подхода к изучению литургии на западное православное богословие хх в., автор доклада выразил уверенность, что «научная составляющая» богословия шмемана будет востребована и в развивающемся богословии современной русской церкви.

игумен петр (мещеринов) в докладе «прот. александр шмеман и монашество» с помощью убедительных цитат опроверг расхожее мнение о том, что шмеман «монашества не понимал и не любил». докладчик подчеркнул, что «раздражение у о. александра вызывало не само монашество, а подмена, имитация его». далее о.петр представил свои рассуждения о проблемах монашества в современной рпц «в русле интуиции о.александра шмемана». он говорил о месте аскетизма в жизни инока и мирянина, об экклезиологическом смысле монашества, о том, как преодолеть кризис, с которым неизбежно сталкиваются избравшие иноческий путь, об отсутствии подлинной монашеской общинности. ответы на эти сложные, а порой-болезненные вопросы современности можно обнаружить и в наследии о.александра шмемана, который, по выражению докладчика, стал «провозвестником тех путей, которые могут придать новый импульс монашеству».

протоиерей владимир архипов поделился своими пастырскими наблюдениями о том, почему «верующим с трудом дается и радость, и ее плоды» и о том, «что может научить радости в трудной жизни». священнику близок опыт о.александра шмемана, утверждавшего, что именно радость о христе, а не доводы и доказательства, победила мир.

андрей десницкий (институт перевода библии) в докладе с красноречивым названием «библейская радость и куда она у нас делась?» привел многочисленные цитаты из священного писания, в которых встречаются многозначные понятия «радость», «веселие». он показал, что радость является одним из центральных понятий ветхого завета. в новом завете радость - это не эмоция, но показатель присутствия святого духа, «основание для общения» во христе, свидетельство «взросления» и готовности принять испытания по имя веры, признак «внутренней гармонии». по замечанию а.десницкого, новозаветные и раннехристианские тексты свидетельствуют: радость была неотъемлемой составляющей жизни первых христианских общин. «куда она у нас делась?» - очевидно, что над этим вопросом впору поразмышлять не только докладчику. он же высказал ряд предположений: возможно, «у нас все очень формализовано», «литургическое творчество в упадке», православной общинности пока практически не существует и т.д. однако наследие о.александра шмемана, его «богословие радости» предлагает ключ к поиску путей возвращения евангельской радости.

атташе представительства ватикана в рф, представитель католического фонда «христианская россия» джованна парравичини сделала доклад «радость - это встретить взгляд христа», в котором сопоставила духовный опыт о. александра шмемана и католического священника карла ньокки (1902-1956), причисленного к лику блаженных в 2009 г. как отметила докладчица, в текстах последнего слово «радость» практически не встречается. «но вся его работа, вся его забота, обращенная к искалеченному, оскорбленному человеку, ...к детям, израненным войной и потерявшими из-за этого конечности, зрение и т.д., на самом деле и является глубоким, драматичным вопрошанием о счастье, о возможности радоваться», -- сделала вывод джованна парравичини.

первый день семинара завершился дискуссионным круглым столом на тему «образ церкви: за рамками стереотипов». участники: игумен виталий (уткин), игумен петр (мещеринов), священник сергий золотарев (великий новгород), прот. вячеслав перевезенцев, поэт ольга седакова, историк и публицист александр архангельский, журналисты александр морозов и сергее чапнин, библеист андрей десницкий обсуждали заданную тему в контексте доминант наследия прот.александра шмемана. по словам а.архангельского, в мире, где «нарастает равнодушное отторжение церкви», особенно важен «великий опыт трезвой радости», которую являл шмеман, «оказавшись гораздо раньше нас в среде, где на православную церковь всем наплевать».

чтобы преодолеть негативные стереотипы в отношении церковной жизни, необходимо, считает о.петр (мещеринов), активно «евангелизировать тот народ, который уже есть в церкви», созидать подлинную православную общинность, воспитывать «христианский гуманизм», противостоять «складывающейся сословности», исторической и духовной лжи. в чем проявляются «интеллигентские стереотипы» в церкви? как избежать «триумфализма» в церковной жизни»? как реагировать на маргинальные течения, искажающие православное учение? как общество воспринимает современные церковно-государственные взаимоотношения? эти и другие вопросы оживленно обсуждались во время круглого стола.

26 ноября, во второй день работы семинара, свои доклады представили: священник владимир лапшин («радость общения»), диакон петр скорер (англия; «начало ложной религии - неумение радоваться»), адриано дель аста (италия; «вся истина без слов: встреча и общение с а. и. солженицыным в дневниках прот. александра шмемана»), ирина языкова («радость общения: пастырский опыт прот. александра меня и прот. александра шмемана») и другие.

материалы семинара будут опубликованы.

Яндекс.Метрика