Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

дорогая лидия николаевна,
уважаемый виктор владимирович,
досточтимые участники встречи!

мне очень дорога возможность повстречаться сегодня с вами в ходе московских областных рождественских образовательных чтений, которые проводятся уже в восьмой раз и прочно вошли в календарь церковно-школьного сотрудничества в сфере просвещения и воспитания. насколько я понимаю, здесь собрались классные руководители, то есть те педагоги, которые не только преподают какой-либо предмет, но и в полной мере вовлечены в воспитательный процесс со всеми его современными сложностями.

хотелось бы в ходе нашей беседы остановиться на вопросе формирования нравственности школьника. для начала можем обсудить, какие мы имеем для этого информационные ресурсы.

прежде всего, это предметы «основы православной культуры» и «духовное краеведение подмосковья», поскольку в рамках этих предметов учитель много обсуждает с учащимися такие вопросы как природа человека, его внутренний мир, отношения между человеком и богом, декалóг — десять заповедей моисеевых и евангельское нравственное учение. когда я говорю о том, что в очень многих образовательных учреждениях московской области преподаются эти дисциплины, я каждый раз с благодарностью обращаю свой взор к нашему министру лидии николаевне. именно благодаря ее инициативности, смелости и творческому подходу, мы видим сегодня столь широкое распространение обучения духовно-нравственным дисциплинам в подмосковье.

однако наличия учебно-методического пособия и урока в сетке часов, конечно, недостаточно для того, чтобы воспитательное воздействие материала состоялось. тут-то на первый план и выходит личность учителя, который выступает перед детьми и как источник знаний (субъект педагогической деятельности), и как личность, усвоившая (или не усвоившая) в личном опыте обсуждаемые ценности, то есть показательный объект воздействия информации. и в том, и в другом случае, результаты могут быть различными. одно дело, когда педагог заинтересован в предмете, сам переживает тему урока, поскольку она касается его лично. другое, когда учитель преподает для галочки и сам при этом нисколько не затронут обсуждаемыми духовными и нравственными ценностями, о чем свидетельствует еще и своим поведением. согласитесь, между предложенными двумя схемами развития событий огромная дистанция.

не подумайте, что я хочу кому-то читать нотации. просто мы живем в больном обществе, которое остро нуждается в помощи, прежде всего молодежь. это только на первый взгляд они надо всем смеются, все хотят девальвировать. если добраться до детской души, начать искренний разговор начистоту, то все будет выглядеть по-другому. а учебного материала, опираясь на который можно вести воспитательную работу, с избытком и за пределами уроков о православии. достаточно сказать о великой русской литературе, которая взращена на ниве православной духовности.

возьмем для примера такое замечательное произведение великого русского поэта александра сергеевича пушкина, как роман «капитанская дочка». вы все прекрасно помните эпиграф, предварающий повествование: «береги честь с молоду».

что такое честь? это внутреннее нравственное достоинство человека, благородство души и чистая совесть. не библейское словоупотребление, где под честью понимается почитание, почет. но пушкинское звучание этого слова, как показывает повествование и поведение героев, имеет непосредственное отношение именно к христианской нравственности.

люди старшего поколения хорошо помнят, как нам объясняли, что пушкин написал роман о борьбе крестьянских масс за освобождение против крепостничества. такая тема действительно волновала великого писателя, но главным для него, как художника слова, конечно, было показать развитие человеческих характеров. и мы очень явственно видим тех, для кого любовь к ближнему, стремление защитить слабого, верность слову и присяге, доброта и милосердие, — не пустые слова, а высокие нравственные ценности, нарушение которых немыслимо. при этом не имеет никакого значения разноуровневое социальное положение героев, тут и дворянский сын петр гринев, и его крепостной савельич, и семья капитана миронова. для них сохранение чести, как непременного свойства человека, сотворенного богом и призванного ко благу, — абсолютно и непреложно. это люди доброй совести, как пишет апостол павел, но есть в романе и пример совести порочной (см. ев. 10:22; 13:18).

и тут также нет классового союза: предатель, распутник, лгун и подлец швабрин — дворянин, а вождь повстанцев пугачев — простолюдин. но их объединяет нечто. что же это? незнание того, что такое честь. один готов на все ради удовлетворения низменных страстей и спасения своей жизни, а другой — зачинщик величайшего народного бедствия, виновник массового кровопролития. оба они представляют тот тип личности, который к великому прискорбию впоследствии все более будет распространяться на руси. святейший патриарх московский и всея руси кирилл назвал его — «человек-зверь».

пушкин убедительно показывает, как сила добра, вера в силу правды дают нравственное превосходство и гриневу, и савельичу над пугачевым, не решившимся с ними расправиться. помните, как гринев говорит вождю бунтовщиков, что «жить убийством и разбоем, значит клевать мертвечину», а тот посмотрел на него «с удивлением и ничего не отвечал». так добро озадачивает зло своей внутренней мощью. сказано в библии: «в обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли» (прем. 15:5).

я представил вам, уж простите, кратенькое сочинение по русской литературе. здесь очень много есть чего обсудить с учащимися. выскажу неприятную мысль: ведь вполне возможно, что среди них найдутся сторонники и швабрина, и пугачева. а нам надо помочь им обрести правильный путь в жизни, и в этом нам помощница великая русская литература.

мы даже ввели в нашей коломенской духовной семинарии предмет «православие и русская литература», чтобы помочь начинающим священникам в будущей организации учебного процесса в приходских воскресных школах. наше культурное наследие, пусть даже и неявно, но напитанное духом православия, является естественным помощником в деле воспитания и просвещения подрастающего поколения, которому принадлежит будущее россии.

мое сегодняшнее рассуждение в основном касалось русской литературы, однако неверным было бы умолчать о духовном источнике, из которого она питалась на протяжении веков. знание внутреннего мира человека с наибольшей полнотой раскрыто в библии и творениях святых отцов. к сожалению, еще не все в наши дни знакомы с этими поистине неисчерпаемыми источниками божественной премудрости.

но мы верим, что находимся лишь в начале большого, интересного и плодотворного пути, ведущего к духовному возрождению россии. мы закладываем основы для будущего. плоды современной просветительской деятельности дадут о себе знать через годы, когда нынешние школьники, не отторгнутые от наследия православия как их родители, но наоборот усвоившие его, вступят в самостоятельную жизнь и будут строить ее на основах веры и благочестия.

я благодарю всех вас за внимание, за то, что вы приехали на эту встречу. надеюсь, что сегодня состоится взаимополезный обмен мнениями.

в заключение хочу пожелать вам благоприятного течения рождественского поста и, заглядывая в будущее, поздравляю с грядущим праздником рождества христова и новолетием.