Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

московский патриархат может ограничить практику рукоположения целибатом

20.12.2010 12:46

источники: иhтерфакс–религия / седмица.ru


москва. московский патриархат может ограничить практику рукоположения в священники лиц, не состоящих в браке и не принявших монашеский постриг.

эта тема стала одним из пунктов повестки прошедшего на днях заседания президиума межсоборного присутствия - совещательного органа русской церкви, где был принят в первом чтении документ "о хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве", а затем опубликован с целью проведения общественной дискуссии.

"вопрос возник в связи с необходимостью упорядочивания практики хиротонии тех, кто не решился создать семью или принять монашеские обеты", - пояснил заместитель управляющего делами московской патриархии, член президиума межсоборного присутствия, преподаватель московской духовной академии по церковному праву игумен савва (тутунов).

по словам канониста, в действующем праве русской православной церкви нет никаких нормативных актов, регулирующих институт целибатства, что, в свою очередь, могло порождать злоупотребление.

"например, мне приходилось слышать о ситуациях, когда совсем еще юного человека, только окончившего семинарию, духовник или иное авторитетное для него лицо буквально принуждали к хиротонии целибатом. в иных случаях, молодой человек очень хотел хиротонии, но не был готов связать себя обязательствами брака или монашества и поэтому неосмотрительно просил рукоположения целибатом, не будучи на самом деле готов к такой жизни", - рассказал отец савва.

в связи с этим комиссия обратила внимание на необходимость соблюдения строго подхода к хиротонии целибатом, признала подобную практику, особенно для тех, кто ранее не состоял в браке, как исключительную и предложила таковых лиц посвящать в сан не ранее достижения ими 30-летнего возраста, добавил игумен савва, подчеркнув, что ныне опубликован только проект документа, который может измениться после получения официальных отзывов из епархий, а также комментариев из соцсетей.

важными условиями рукоположения целибатом комиссия посчитала достаточный жизненный и духовный опыт, полное семинарское или академическое образование. кроме того, в случае получения заочного духовного образования кандидату предписывается проходить не менее чем двухлетнюю практику (с полной нагрузкой) в качестве церковнослужителя при кафедральном соборе, многоштатном городском приходе или епархиальном монастыре под руководством опытного священнослужителя.

в подготовленном документе говорится, что совершать хиротонию целибата следует "лишь после изучения кандидатуры епархиальным советом, на основании письменного обоснованного прошения кандидата на священный сан, встречи с ним и письменной рекомендации его духовника, а также ректора духовной школы, где обучался кандидат, либо настоятеля храма или монастыря, при котором он проходил практику".

в ходе обсуждения вопроса о рукоположении целибатов члены комиссии приняли к сведению решение всероссийского церковного собора 1917-1918 годов "в изменение установленного в русской церкви порядка, по коему возведение в сан диакона и священника лиц, не обязанных супружеством и не состоящих в иночестве, дозволяется лишь по достижении ими сорока лет, допустить посвящение в сан диакона и священника в безбрачном состоянии лиц, достигших тридцатилетнего возраста, по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа". данное решение затем было подтверждено постановлением временного патриаршего синода "о безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста (от 2 января 1931 года, №2)".

каноническим материалом по вопросу критериев хиротонии не состоящих в монашестве безбрачных лиц являются такие нормы, как "принципиальное утверждение исключительности подобной хиротонии (запрет на развод, понуждение к выбору в вопросе семейного положения до хиротонии в ап., 5; анкир., 10; карф., 20), признание обязательности целибата для кандидата в клир не отвечающим древним каноническим правилам церкви (трул., 13), запрет на изменение безбрачного статуса после хиротонии (ап., 26; неокес., 1; трул., 6), запрет на проживание целибатного клирика с особами женского пола после хиротонии (i вс., 3)", говорится в опубликованном документе.