Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
В преддверии большого праздника Крещения Господня журналисты сайта Казанской епархии решили взять интервью у проректора Казанской Духовной семинарии иером. Филарета (Кузьмина).
Ж: В чем, собственно, суть праздника?
Ф: Христиане с давних пор особенным образом почитают события земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Событие Крещения Иисуса от Иоанна Крестителя – есть один из важных этапов неделимого дела спасения, которое явил Христос всей своей жизнью. Крещение есть не только воссоздание человеческого естества, исцеление и освящение всего «естества вод», но также и явление величайшей Таины Божией – Тайны Самой Святой Троицы. Мы знаем из Святого Благовестия, что по выходе Господа из Иордана народу таинственным образом было дано Откровение о том, что Христос есть Сын Божий, был явлен Глас Отца и «подобно голубине» был виден Святой Дух. И именно этим праздник приковывал к себе внимание и особое почитание Церкви.
«И было в те дни, - говорится в евангелии от Марка - пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» Мк. 1, 9–11.
Ф: Да и для каждого верующего человека крещение есть один из важнейших дней жизни, потому что именно это Таинство есть Таинство вхождения в богоспасительный организм Церкви Христовой. Мы видим, с какой трогательностью и торжественностью люди относятся к Крещению своих младенцев, это всегда праздник и всегда день особенный в их жизни. И все, что происходит в Таинстве Крещения глубоко символично. Здесь и умирание для греховной, плотской жизни и возрождение к жизни святой, вечной. Каждый из нас, верующих во имя Господа Иисуса Христа, крестился некогда в смерть Его, чтобы по слову апостола Павла «и нам ходить в обновленной жизни».
Ж: Каким образом Церковь почитает этот праздник?
Ф: Крещение Господне предваряется т.н. Крещенским сочельником - днем строгого поста и приготовлением себя к принятию и сопереживанию этого события. Традиционно в день сочельника, как и в самый день праздника, в храмах совершается Великое освящение воды, торжественное и полное духовной радости событие. Святая вода, освященная в этот день, хранится у верующих по домам и употребляется ими в соответствии с их духовными нуждами.
Справка о святой воде:
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак. «Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают. Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды. Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло,— нет.
Ф: Хотелось бы отметить, что никакой сущностной разницы между водой, освященной в сочельник и водой, освященной в праздник Крещения, нет и все градации на воду крещенскую, иорданскую и богоявленскую являются не более чем фольклором. Последование освящения ничем не отличается в эти дни.
Ж: Также многие люди в эти дни стремятся к купанию в прорубях.
Ф: Да, мы знаем, что этот обычай очень любим народом и традиционно во многих водоемах устраиваются т.н. иордани – проруби, предназначенные для купания. Однако, хотелось бы отметить, что Церковь никогда никого не принуждала к этому и купаться в эти дни или не купаться остается свободным волеизъявлением верующего. Самым важным в этот день должно стать участие в богослужении, Божественной Литургии, ведь именно это Таинство первично по отношению ко всему, что является местной или же какой-либо другой традицией. Литургия есть апогей любого важного церковного события или воспоминания, именно за ней верующими вновь и вновь духовно переживается то или иное событие из Священной истории и именно за Божественной Литургией христианин может стать причастником дарованного нам Господом Царства.
Ж: Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
Ф: В эти святые дни я желаю каждому из нас духовного обновления, крепости физических и духовных сил и помощи Божией во всех наших благоначинаниях. Пусть Господь хранит всех здравии и, премудро устрояя спасение каждого из нас, помогает в созидании нашего внутреннего сокровенного человека.