Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
Сегодня, 27 января, Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских.
Раифская пустынь в июне 1928 года была закрыта. Однако этим актом власти добились обратного результата, ибо теперь как сам монастырь, так и сосланный его настоятель были овеяны ореолом мученичества и исповедничества. Раифские же монахи, даже в подобном рассеянии продолжали проповедовать слово Божие и окормлять свою паству. Такая ситуация не могла устроить власть, и в мае 1929 года в ТатЦИКе прошли консультации с представителями НКВД и КазРИКа о судьбе Раифской пустыни и бывших ее насельников. Вскоре последовали первые аресты под предлогом того, что многие из монахов прятали от изъятия церковную утварь, которая принадлежит государству.
27 января 1930 года в день преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, в приходскую церковь, действующую на место разгромленной в 1928 году Раифской Богородицкой обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря. Еще накануне — ко всенощной — прибыли из Казани, Свияжска и окрестных деревень престарелые монахини и благочестивые миряне. После всенощной кто-то пошел ночевать к знакомым, другие же, не имевшие ночлега, по благословению настоятеля общины иеромонаха Иосифа расположились прямо в церкви. А на утро состоялась последняя Божественная Литургия Раифской братии. В последний раз причащалась братия Святых Таин, напутствуя друг друга перед грядущими испытаниями.
Пока братия молилась небесным своим покровителям, окружившие храм новые варвары, сами не ведая того, повторяли уже бывшее много веков назад, готовя Раифским инокам венцы мученические. Сразу после молебна все находящиеся в храме были арестованы. Престарелых монахов и полуослепших инокинь без всяких объяснений затолкали в грузовики и отправили в Казань, где заключили в тюрьму.
Тут, в тюремных узах и явили новомученики Раифские образ нелицемерного стояния за Христа. Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили мужества иноков. Напротив, чем очевиднее становилось, что придется пострадать за Христа, тем тверже монашествующие держались на допросах.
Следствие продолжалось всего 23 дня, и 20 февраля 1930 года, в день, когда Православная Церковь чтит память 1003 мучеников Никомидийских, заседание Судебной Тройки ГПУ ТАССР приговорило иеромонахов Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Антония (Чиркова), послушника Петра (Тупицина) и двух мирян — Василия Гаврилова и Абрамова Степана - к ВЫСШЕЙ МЕРЕ социальной защиты - расстрелу. Другие иноки и инокини, арестованные в д.Бело-Безводной и в Раифе, были сосланы в концлагерь и в Севкрай на 5 лет.