Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

святейший патриарх кирилл рассказал об этапах перехода духовного образования на болонскую систему

2 февраля 2011 г. 11:50

информируя архипастырей, собравшихся в москве на архиерейский собор, предстоятель русской православной церкви сказал, что в истекшем году учебным комитетом была доработана модель духовного образования, предполагающая переход с двухуровневой на трехуровневую систему образования: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.

«бакалавриат — это, по сути, наша старая четырехлетняя семинария, базовый уровень для подготовки священнослужителей, что является первоочередной задачей духовного образования. на этом уровне будут усиленно преподаваться предметы пастырской направленности. для тех поступающих в семинарию, которые еще плохо разбираются в основах православного вероучения или в недостаточной мере владеют общеобразовательными навыками, вводится подготовительный курс, на котором будут преподаваться такие предметы, как катехизис, библейская история, русский язык и некоторые другие начальные знания, которые необходимы для успешного освоения семинарской программы», — разъяснил святейший патриарх кирилл.

предполагается, что кандидат в священнослужители со званием бакалавра будет, помимо предметов семинарского курса, более полно знакомиться с практическими сторонами приходской деятельности, такими как юридическое обеспечение жизни прихода, организация финансовой отчетности. он научится решать специфические задачи, характерные для жизни современного прихода, получит практические навыки совершения уставного богослужения и произнесения проповеди. эти знания будут приобретаться как во время четырех- (пяти-) летнего обучения, так и путем прохождения специального краткого курса подготовки к рукоположению, в рамках которого кандидат в священство будет изучать специальные дисциплины для того, чтобы после рукоположения кандидат в священники был максимально способен к несению пастырского служения. «только пройдя через бакалавриат и упомянутый спецкурс человек может быть рукоположен в священники», — подчеркнул его святейшество.

«для тех, кто способны и имеют желание заниматься научной деятельностью, преподавать богословские дисциплины, осуществлять специальное служение в епархиях или центральных церковных учреждениях, вводится уровень магистратуры, — продолжил святейший владыка. — на этом уровне студенты получают специальные знания и навыки, которые позволят им в будущем решать стоящие перед церковью задачи повышенной сложности. задача магистратуры — подготовка творчески мыслящих церковных тружеников и богословов».

рассказывая о третьем уровне богословского образования — аспирантуре, святейший патриарх московский и всея руси кирилл отметил, что здесь самые способные выпускники магистратуры будут заниматься «полноценной научно-исследовательской деятельностью, результатами которой является написание кандидатских диссертаций, приравниваемых к званию доктора (ph.d) в мировой классификации».

«задача аспирантуры — подготовка академической элиты. безусловно, требования к диссертациям должны возрасти еще больше, и их написание должно перестать быть массовым явлением», — добавил предстоятель русской православной церкви.

«новая образовательная модель прошла обсуждение на ректорских совещаниях, в рамках межсоборного присутствия, в ходе различных форумов и на интернет-площадках, таких как портал богослов.ru. представители учебного комитета выезжали в духовные школы, выслушивая отзывы и пожелания со стороны преподавательских корпораций и студентов.

определенные элементы новой образовательной модели начали воплощаться в жизнь с текущего учебного года. набор в некоторые семинарии осуществлялся уже на бакалаврскую программу, а в академии — на магистерскую. в ближайшее время необходимо будет ввести и третий уровень образования — аспирантуру, которая в обновленном виде уже реально функционирует пока только на базе общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых кирилла и мефодия», — сказал далее святейший патриарх кирилл.

святейший владыка отметил, что переход на новую систему следует осуществлять постепенно: «сначала это должны сделать наши духовные академии, затем – наиболее сильные семинарии, в которых наряду с бакалаврскими программами можно будет ввести и магистерские программы. затем на бакалаврские программы должны перейти остальные семинарии. духовные училища должны будут перейти на бакалаврскую программу в объеме двух лет обучения плюс подготовительный курс. только те учебные заведения, которые перейдут на новую модель, будут признаваться в рамках системы духовного образования русской православной церкви».

информационная служба архиерейского собора