Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

На миссионерских курсах Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга состоялось очередное заседание клуба любителей поэзии. На этот раз оно было расширенным: организаторы пригласили на встречу всех желающих. Встреча была посвящена теме «Духовный путь Лермонтова».

Лекцию прочитал доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской классической литературы УрГУ О.В.Зырянов.

«Мы всегда извиняем то, что понимаем»: с этой лермонтовской цитаты началась лекция. На примере творчества известного русского классика Олег Васильевич показал духовную сущность нашего национального наследия.

Нередко человек в начале своей религиозной жизни стремится подвергать православной «критике» все, к что ни затронет: политику, общество, культуру, окружающих, свою жизнь в семье. Через этот этап жизни проходит большинство новоначальных христиан. В начале пути такой человек чувствует себя чистым, близким к Богу. Обладая истиной, он все критикует с ее позиций, но это обладание – умозрительное, оно еще не выстрадано, не имеет опыта жертвенности и сострадания к людям, потому-то всё и критикуется с такой легкостью. Пока человек не боролся с грехом в себе, он не дошел до состояния «мы всегда извиняем то, что понимаем». А именно такой оценки требует творчество большинства русских классиков.

Олег Васильевич приводил на лекции пример того, как по-разному можно трактовать стихотворения  «Парус» и «Дума».

«Светская» оценка стихотворения «Дума» следующая (цитата из учебника): «Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Для него, который ещё юношей заявлял: “Так жизнь скучна, когда боренья нет”, особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека».

Но разве об этом хотел сказать Михаил Юрьевич, задал лектор вопрос собравшимся. Разве в этом стихотворении отражена лишь трагедия равнодушия молодежи к общественной жизни?

Быть может, поэт говорит не о равнодушии к «царящему в жизни злу», а о неумении различать добро и зло по причине отсутствия борьбы внутри себя, борьбы со злом в себе. Стихотворение говорит о главной проблеме человечества – об упадке духовном, религиозном, который рождает в душе холод, бездействие, усталость от бессмысленности существования.

Олег Васильевич Зырянов указал на несомненно глубокую религиозность стихотворения «Молитва».

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

По словам О.В.Зырянова, существует мнение, что в нем говорится о молитве Иисусовой. В этом стихотворении не только присутствует искренность молитвенного порыва, но и отражается догматичность христианского сознания. Это касается предпоследней строчки: «И верится, и плачется». Действие совершается «не мной самим», а наитием Духа Святого, Который побуждает и верить, и плакать.

Мнение, сложившееся у новоначального христианина о классиках, часто может быть ошибочным, и, к сожалению, оно может сохраняться на долгие годы, а то и на всю жизнь. С другой стороны, в восприятии классики человеком невоцерковленным могут преобладать стереотипы, сформировавшиеся в школьные годы, когда классические произведения не подвергались оценке с православной точки зрения. Поэтому классические произведения необходимо перечитывать, переосмыслять. Важно понять, что в нерелигиозном по содержанию произведении может быть заложен глубокий духовный смысл.