10 марта 2011 г. Прошедший в феврале этого года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение о необходимости переговоров с властями относительно электронных средств идентификации граждан. В Определении Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в частности, говорится: «люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации при получении медицинской помощи и социальных благ».
Отношение Церкви к электронным средствам идентификации прокомментировал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин:
Если внимательно читать документы Архиерейских Соборов, то вы увидите, что в течение многих лет Церковь говорит о том, что должна быть создана альтернатива средствам электронного контроля. Тема ИНН – лишь один из многих частных аспектов глубокой проблемы, которая ставится верующими и присутствует в документах ряда Архиерейских Соборов, в Основах учения Русской Православной Церкви о свободе, достоинстве и правах человека, в выступлениях Святейших Патриархов Алексия и Кирилла. Так что Церковь в течение многих лет поддерживает тех людей, которые не согласны становиться объектами системы тотального электронного контроля.
Эту тему иногда пытаются карикатуризировать, сводя ее к вопросу об ИНН, к людям, которые на паспорте нового образца нашли не только шестерки, но и Бафомета, короны Люцифера, змею, кусающую свой хвост. К этому можно относиться иронически, если не обращать внимания на то, что люди, может быть, подчас интуитивно, поднимают очень важную тему. Сегодня постоянно идет речь о создании консолидированной базы данных, владельцам которой о человеке будет известно все: доходы, расходы, покупки, диагнозы, поездки, трудовые успехи и неудачи. Если вся информация о человеке будет накапливаться в одном месте, если чиновник любого ведомства, национального или международного, в одно мгновение сможет узнать даже о том, с кем рядом вы находились вчера или 30 лет назад, а более того, если на основании всех этих данных компьютерная программа будет принимать решение о благонадежности или неблагонадежности вас как гражданина, то это может сделать человека очень уязвимым перед любым контролем, в том числе идеологическим и духовным. Он окажется настолько запуганным и беззащитным, что будет сложно требовать от него жизни по убеждениям, если эти убеждения будут, хотя бы минимально, расходиться с господствующей идеологией. Обращение сотен верующих к Архиерейскому Собору нельзя просто так сбрасывать со счетов. Уже много лет священноначалие нашей Церкви говорит власти: люди, которые не хотят становиться частью системы электронного контроля, должны иметь возможность альтернативы. По мнению Церкви, все, что делает в данной области государство, должно быть открыто не только для понимания людей, но и для учета их мнений. Люди, пользующиеся бумажными документами, должны не только сохранять возможность легального существования в государстве, но и получать положенные по закону социальные блага.
Как правило, после такой постановки вопроса государство идет навстречу: если вспомнить тот же ИНН, налоговое ведомство пошло навстречу гражданам, которые не пожелали иметь этот номер. В прошлом году при участии церковных представителей и православной общественности была внесена важная поправка в закон 250 РФ «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг». В статье 6 этого закона сказано, что гражданин может получить государственную или муниципальную услугу в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя. К сожалению, вразрез с этим решением идет норма закона, принятого также в прошлом году, - это закон «Об обязательном медицинском страховании». Там говорится, что полис обязательного медицинского страхования обеспечивается электронным приложением, содержащимся в социальной универсальной электронной карте (УЭК). В связи с обращением верующих и решением Архиерейского Собора мы в настоящее время ведем переговоры с Министерством здравоохранения и социального развития о предоставлении альтернативы электронному приложению полиса медицинского страхования.