Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

первое воскресенье великого поста церковь празднует как день торжества православия. торжество православия мы видим в двух вещах. во-первых, в том, что православные люди, рассеянные по лицу земли или собранные в плотные народные общины, несмотря на гонения, несмотря на громадные трудности, сохранили в чистоте свою веру, сохранили благоговейно свое богослужение, сохранили путь духовный, который нам завещан христом в евангелии и отцами церкви в течение всех веков нашей церковной жизни. мы можем ликовать об этом; мы можем благоговеть перед людьми, которые в течение всех тысячелетий устояли в вере чистого исповедания, в духовности подлинно евангельской, и сохранили нам наше драгоценное, глубокое, поучительное богослужение.

торжество православия, о котором ликует наше сердце, потому что оно и на будущее исполняет нас надежды, это победа божия в немощи человеческой, над нами и в нас, среди нас, в течение уже прошедших тысячелетий. торжество православия – это день, когда мы ликуем, что бог остался непобежденным человеческим грехом, грехом ума, холодностью и неустойчивостью сердца, колебаниями воли, грехами плоти. бог остался непобедим в церкви христовой, бог остался непобедим в отдельных, конкретных личностях – в этом великая наша радость.

во-вторых, торжество православия было учреждено по более частному случаю. в 787 году состоялся vii вселенский собор, на котором была осуждена ересь иконоборчества. иконоборцы отрицали правомерность почитания святых икон; называли тех, кто почитает святые иконы, идолопоклонниками, уничтожали святыни. поскольку императорская власть поддержала это еретическое направление, то гонение на тех, кто почитал святые иконы, было поддержано силой византийского императора. несчастные монахи скрывались в восточных областях империи, особенно в каппадокии, где существовало и до сих пор существует множество подземных пещер. и там, глубоко под землей, они скрывали церковные сокровища, святые иконы и возносили перед ними горячие молитвы.

когда православием была окончательно одержана победа над иконоборчеством, было установлено это празднество. о чем оно говорит?

о том, что церковь отстояла право, отстояла и долг наш поклоняться иконам христа, божией матери и святых. она этим отстояла и истину боговоплощения, истину, что бог себя являет, себя открывает образно; может быть, несовершенно, но он открывается нам в тех образах, которые мы о нем составляем. эти образы – не только иконы; это также словесные иконы, как говорит о них святой преподобный андрей критский, – в догматах церкви, в учении отцов, в наставлении, которое мы получаем. и, в конечном итоге, опять-таки образно, открывается нам бог в людях, потому что каждый из нас носит в себе образ живого бога.

литургия святого василия великого говорит о христе, что он – печать равнообразная, открывающая нам в себе отца. он – образ совершенный, он есть истина, он есть совершенный бог, так же как и совершенный человек. но и в нас пребывает сияние и печать этого образа. и ликуя о торжестве православия, мы радуемся, что воплощением сына божия бог открывается нам плотью во христе; ликуем, что наш тварный мир таков, что полнота божества может обитать среди нас телесно, что через это бог может стать выразимым образно и что, вглядываясь в иконы, и, прежде всего – в живые иконы, каковыми являются люди, если мы только умеем отстранить человеческую немощь, затемняющую наше зрение, зрячими глазами, как бы прозрачно, видеть через человеческую немощь пребывающий образ божий, мы можем поклоняться живому богу среди людей, в людях. не напрасно отцы церкви говорили:

«кто видел брата своего, тот видел бога своего...» часто, встречая человека страждущего, измученного, мы делаемся способными увидеть хоть в какой-то малой мере бога через него.

будем поэтому хранить благоговейное отношение друг ко другу, потому что мы – явление, образ, икона; будем благоговейно хранить нашу веру в догмате о почитании святых икон, который выражает безусловную веру, что бог стал человеком. и будем ликовать о том, что из поколения в поколение бог побеждает в нашей немощи, побеждает и покоряет нас себе, и будем отдаваться богу, чтобы эта победа была совершенна, чтобы он победил до конца – не только в прошлые века, но ныне, в нас, и чтобы сияние его славы было явлено миру, который лежит в скорби и искании.

написал студент екатеринодарской духовной семинарии а.корниенко