Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

в неделю первую великого поста и праздник торжества православия правящий архиерей курганской епархии совершил божественную литургию в александро-невском кафедральном соборе
17.03.2011

 

13 марта, в неделю первую великого поста, когда церковь празднует торжество православия, архиепископ курганский и шадринский константин возглавил божественную литургию святителя василия великого и чин торжества православия в кафедральном соборе св. александра невского.

накануне вечером архипастырь совершил всенощное бдение в кафедральном соборе.

по окончании литургии архиепископ константин произнес проповедь об истории и духовном значении совершаемого празднества.

«в современном мире мы постоянно видим торжество зла, уже со времен распятия иисуса христа, но его воскресение — это победа над злом, от сюда начало и исток торжества православия. после воскресения христа апостолами стали утверждаться апостольские кафедры за пределами иерусалима и палестины. но жизнь в самом иерусалиме и палестине для первых христиан из иудеев была невыносимой — уничтожались общины по указанию иудейских первосвященников анны и каиафы, синедриона. вспомним примеры забитого камнями первомученика архидиакона стефана, иакова брата господня по плоти — первого епископа иерусалима, гонителя савла — будущего апостола павла.

в многонациональной и многоконфессиональной римской империи, которая раскинулась от британских островов на западе до персии на востоке, существовала толерантность, как одно из условий стабильности и мира внутри империи. в риме даже был построен храм пантеон, где находились изображения богов всех народов, входящих в состав империи. там находилось даже изображение иисуса христа.

из истории известно, что путем интриг иудеям удалось направить карательный аппарат могущественной римской империи против христиан. начались гонения, которые длились почти 300 лет. но дух христиан был несокрушимым, несмотря на преследования, христианство распространялось. только в 313 году император константин великий издал миланский эдикт, согласно которому христианство было объявлено легальной религией. это тоже было победой для христиан, которые кроме своей веры, любви и взаимоподдержки ничего не могли противопоставить мощному государственному аппарату римской империи», — отметил владыка константин.

по словам его высокопреосвященства, принятие христианства св. равноап. князем владимиром, крещение руси — это тоже торжество православия. через некоторое время русская православная церковь стала самой численной православной церковью в мире.

когда в 1917 году нас постигло великое несчастье, многие думали что достаточно быть православным только по факту рождения. но этого оказалось недостаточно. наша церковь подверглась гонениям, и дала царствию божию больше святых мучеников за христа, чем все страны мира, вместе взятые за две тысячи лет, — подчеркнул владыка, — «сила божия в немощи совершается» (2 кор. 12,9).
мы своей слабой верой и малодушием не заслужили открытых храмов и монастырей. это произошло по молитвам новомучеников и исповедников российских. сейчас мы свободны и имеем возможность молиться, учить своих детей молитве, закону божию, открывать духовные семинарии. это тоже торжество православия. наши сродники — мученики за христа, которые не предали бога, вымолили нас. но нам не следует успокаиваться, потому что в наше время религиозной свободы ожили все древние ереси и постоянно появляются новые. иисус христос говорил своим ученикам: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем моим, и будут говорить: „я христос“, и многих прельстят» (мф. 24,6).

также архипастырь пояснил присутствующим исторические основания празднования торжества православия. «в 787 году в никее состоялся седьмой вселенский собор, на котором был утвержден догмат об иконопочитании. перед этим около ста лет в империи бушевала ересь иконоборцев, которая поддерживалась правящими силами. но с изменением политической ситуации было решено снова утвердить догмат об иконопочитании. догматические основания — это прежде всего евангелие от иоанна, в котором есть слова: „и слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу его, славу, как единородного от отца“ (ин. 1, 14). апостол иоанн богослов свидетельствует „о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о слове жизни“ (1 ин. 1, 1).

естественно, то, что стало видимым и осязаемым можно и изобразить на иконах. до рождества христова это было запрещено, но после рождества сын божий стал видимым. когда мы поклоняемся иконам, мы утверждаем догмат о боговоплощении. в единого бога верят и иудеи и мусульмане, но только христиане верят в то, что бог воплотился для нашего спасения.

однако, вскоре возникла вторая волна иконоборчества еще более жестокая. спустя время в 842 в константинополе был созван собор под председательством святого патриарха мефодия. собор восстановил иконопочитание и это было названо торжеством православия.

седьмой вселенский собор — это печать всех соборов, где было засвидетельствовано все, что было истиной, а ереси были осуждены. сейчас принципиально новых ересей нет, появляются только их различные комбинации», — сказал в заключении архиепископ константин.

затем состоялся чин торжества православия. его особенностью является провозглашение анафем лицам, отвергающим бытие божие, божественность господа иисуса христа, священное предание православной церкви, почитание пресвятой богородицы, церковные таинства, святые иконы и др.

  

 

пресс-служба курганской епархии

следующая >